Несколько семей из Челябинска не смогли вылететь на отдых на остров Хайнань после того, как авиакомпания «ИрАэро» приостановила программу полётов в Китай из-за долгов туристического оператора «Жемчужная река». Несостоявшиеся туристы с пятницы ждали вылета, но рейс отменили. Как теперь возвращать деньги, разбирался 74.ru.
— 7 декабря мы должны были семьёй улететь в Хайкоу, вылет из Челябинска был назначен на 18:50, — рассказала челябинка Владислава. — В 16:00 нам позвонили из турагентства и сказали, что вылет переносится на утро субботы, причиной переноса назвали экстренную посадку самолёта во Владивостоке. Мы немного расстроились, что теряем день, но продолжали ждать вылета. Потом наши турагенты сказали следить за онлайн-табло. Я зашла на сайт аэропорта, а рейса нигде нет, позвонила — рейс снят, причина — задолженность туроператора перед авиаперевозчиком.
Челябинка попыталась выяснить ситуацию у туроператора «Жемчужная река», но разговаривать с ней отказались.
— Я позвонила по номеру, указанному на сайте, но менеджер компании ответил, что не будет общаться с частными лицами, только юридическими, и положил трубку, — говорит девушка. — В турагентстве нам говорят ждать до понедельника. Мы понимаем, что «ИрАэро» без погашения задолженности не полетит, но оператор пока опровергает информацию о долге. Что делать нам? Мы отдали за путёвки на четверых 68 тысяч рублей, а теперь остались и без отпуска, и без денег!
Еще одна семья из Челябинска должна была вылететь на остров Хайнань 14 декабря.
— Мы купили четыре путевки, собирались лететь с мужем, четырёхлетней дочкой и свекровью, заплатили около 66 тысяч рублей, — рассказала челябинка Евгения. — Когда рейсы начали отменять, мы обратились в турагентство, там сказали: «Ждите официальной отмены рейса, тогда агентство будет добиваться полного возврата денежных средств, заранее отказаться нельзя — 100% штраф». А где должны объявить официально и как возвращать теперь деньги?
Эти вопросы мы адресовали председателю челябинской коллегии адвокатов «Перспектива» Александру Щербинину. В первую очередь он советует несостоявшимся туристам выяснить наверняка, отменена ли поездка, и если отменена, то по какой причине.
— Для этого нужно обратиться и в турфирму, и к туроператору с письменным заявлением-претензией. Необходимо, чтобы они подтвердили отмену поездки и указали причину, — советует Александр Щербинин. — Если поездка отменена, так же письменно требовать возврата денежных средств и с турфирмы (той части, которую компания взяла за продажу тура), и с туроператора (за организацию поездки). Можно уточнить, какие риски включает страховка у туроператора, возможно, она покроет убытки. Кроме того, можно требовать от туроператора компенсации уже понесённых расходов, например, на оформлении визы, и морального вреда за несостоявшийся отпуск. Вред обычно в таких случаях колоссальный, потому что подстроить отпуск под всех членов семьи непросто, но суммы выплат обычно не очень большие.
«Жемчужная река» оказалась болотом
Утром в воскресенье, 9 декабря, в Челябинск с двухдневным опозданием прилетел самолёт с туристами из Китая, с острова Хайнань. Авиакомпания «ИрАэро» из-за долгов туристического оператора «Жемчужная река» приостановила программу полётов в Хайнань. Из-за этого в Челябинск не смогли вернуться несколько десятков туристов. В Китае также остались отдыхающие из Хабаровска, Уфы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Кемерово, Москвы. Всего, по данным авиакомпании, в Хайкоу — столице провинции Хайнань — задержались около 1,5 тысячи туристов «Жемчужной реки».
Туроператор воздержался от официальных комментариев и не ответил на запрос сайта 74.ru. В отделе бронирования заявили, что вопросы нужно адресовать турагентствам, которые продавали путёвки.
В ноябре из Челябинска на китайский остров Хайнань стартовал первый прямой рейс. В Китае у туристов оказались проблемы с заселением. Представители компании «Жемчужная река», принимающие туристов на Хайнане, объяснили им проблему с заселением овербукингом (от англ. оverbooking — сверхбронирование — это когда на рейс регистрируется больше пассажиров, чем может вместить самолет. — Прим. ред.).
Позже в компании сообщили, что произошёл сбой в системе бронирования, и часть заявок от туристов была обработана с задержкой. Среди причин назвали высокий сезон в Санья и выходные дни.
Если вы или ваши знакомые пострадали от этой компании, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74.
Телефон службы новостей 7-0000-74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.