“акой вид аэропорта наиболее знаком чел€бинцам, но что будет, если пройти не через выход № 1 на досмотр и посадку, а в соседнюю дверь? Ќа это нужно разрешение, и сегодн€ оно у нас есть
“акой вид аэропорта наиболее знаком чел€бинцам, но что будет, если пройти не через выход № 1 на досмотр и посадку, а в соседнюю дверь? Ќа это нужно разрешение, и сегодн€ оно у нас есть

ћы много раз летали через чел€бинский аэропорт, и мнение о нЄм вполне усто€лось. —воими размерами и разнообразием рейсов он не соответствует городу-миллионнику, а у трапа всегда встречает запах смога. Ќо есть и плюсы, например, отсутствие пробок на въезде, а ещЄ — туалет на каждом этаже здани€ внутренних вылетов (привет шереметьевскому терминалу D).

¬идео ¬адима јрхипова

Ќо мы никогда не видели аэропорт с изнанки, и когда такой случай представилс€, не упустили возможность загл€нуть везде, включа€ хорошо охран€емый диспетчерский центр.

“ревожный момент: на твой чемодан наклеивают €рлычок, и он уезжает по ленте в неизвестность...
“ревожный момент: на твой чемодан наклеивают €рлычок, и он уезжает по ленте в неизвестность...

—удьба чемодана

Ќо первый вопрос скорее личный: куда, чЄрт подери, уезжает багаж после его регистрации? ”езжает он под бахрому резиновых лент, за которыми — вот это помещение.

ѕо ту сторону занавеса ещЄ один конвейер
ѕо ту сторону занавеса ещЄ один конвейер
ј здесь багаж просвечивают на интроскопе
ј здесь багаж просвечивают на интроскопе
¬ рентгеновском свете некоторые чемоданы напоминают гамбургеры. ¬ сумке лежит фотоаппарат.  стати, дл€ цифровой техники излучение безопасно и флешки не повреждает
¬ рентгеновском свете некоторые чемоданы напоминают гамбургеры. ¬ сумке лежит фотоаппарат.  стати, дл€ цифровой техники излучение безопасно и флешки не повреждает

ќчевидный вопрос: каким цветом подсвечиваютс€ опасные предметы? ¬ообще рентгеновское излучение раскрашивает картинку в зависимости от атомного номера веществ, позвол€€ отличать органические соединени€ от металлов, так что есть определЄнные «цвета риска» дл€ взрывчатки и наркотиков. ѕроблема в том, что такие же цвета может иметь вода или какой-нибудь провиант, поэтому оценка всегда комплексна€ — учитываетс€ и форма, и цвет, и сочетание. ѕодозрительный чемодан могут просветить в разных режимах и отправить на дополнительные проверки, в том числе обученными собаками.

ј чтобы операторы не расслабл€лись, врем€ от времени в чемоданы делают «контрольные закладки», имитирующие запрещЄнку.

” нас всЄ по-простому: грузчики определ€ют номер рейса по бирке и груз€т его в нужную тележку
” нас всЄ по-простому: грузчики определ€ют номер рейса по бирке и груз€т его в нужную тележку

ѕосле «флюорографии» чемоданы складывают на тележки и отправл€ют к самолЄту на погрузку. Ќомер рейса контролируетс€ с помощью бирки на чемодане.

—отрудник аэропорта закрывает ворота, через которые шла выгрузка багажа
—отрудник аэропорта закрывает ворота, через которые шла выгрузка багажа

√оловна€ боль дл€ аэропортов всего мира — потери багажа: несмотр€ на все штрихкоды и электронные системы, чемоданы продолжают улетать куда-нибудь в  раснодар вместо „ел€бинска.  ак, впрочем, и люди.

¬ чел€бинском аэропорту существует группа розыска багажа, котора€ помогает пассажирам найти чемодан, если из пункта вылета он отправилс€ в «самоволку».

Ѕагаж готов к доставке на борт. ¬о врем€ снега и дожд€ чемоданы накрывают, но всЄ же их лучше заматывать в плЄнку
Ѕагаж готов к доставке на борт. ¬о врем€ снега и дожд€ чемоданы накрывают, но всЄ же их лучше заматывать в плЄнку

Ќебольшой лайфхак: при заматывании чемодана плЄнкой положите под неЄ что-нибудь €ркое и характерное, скажем, пакет из любимого магазина или обложку журнала. Ёто облегчит поиски, если бирка на чемодане пропадЄт или станет нечитаемой. ј при транзитных рейсах отрывайте старые бирки — они порой сбивают с толку электронику.

ќ птичьих правах

„ерез багажные ворота мы оказываемс€ на огромном лЄтном поле, где цела€ ста€ экскаваторов роет траншеи глубиной в два человеческих роста. 

»дЄт реконструкци€ мест дл€ сто€нки самолЄтов, поэтому временно используетс€ лишь п€та€ часть
»дЄт реконструкци€ мест дл€ сто€нки самолЄтов, поэтому временно используетс€ лишь п€та€ часть

Ќо что это €рко мерцает у дальней кромки лЄтного пол€? —найперский прицел? Ќа самом деле специальные шары-рефлекторы дл€ распугивани€ птиц. »м помогают две акустические системы. ѕерва€ воспроизводит возбуждЄнные голоса птиц, причЄм не абы какие, а сертифицированные. ¬тора€, «солдафонска€», имитирует звук выстрела, а его мощность такова, что порой дрожат стЄкла диспетчерских центров.

Ќа орнитологах, кстати, лежит изр€дна€ ответственность. ’от€ мелка€ птица, скорее всего, не уронит большой авиалайнер, расходы на дорогосто€щий ремонт судна взыщут с аэропорта, так что вложени€ в такие системы оправданы.

Ёто амбулифт — машина дл€ подъЄма на борт пассажиров с ограниченными возможност€ми. “ака€ техника станет об€зательной с 2020 года, но в „ел€бинске уже есть и активно используетс€: за год через аэропорт проходит несколько тыс€ч пассажиров, нуждающихс€ в той или иной помощи
Ёто амбулифт — машина дл€ подъЄма на борт пассажиров с ограниченными возможност€ми. “ака€ техника станет об€зательной с 2020 года, но в „ел€бинске уже есть и активно используетс€: за год через аэропорт проходит несколько тыс€ч пассажиров, нуждающихс€ в той или иной помощи
ѕлатформа постепенно опускаетс€, ворота открываютс€, и закатить кресло или каталку можно пр€мо с земли
ѕлатформа постепенно опускаетс€, ворота открываютс€, и закатить кресло или каталку можно пр€мо с земли
¬нутри тоже есть специальные кресла, в том числе узкие варианты, которые можно катить по проходу в салоне самолЄта
¬нутри тоже есть специальные кресла, в том числе узкие варианты, которые можно катить по проходу в салоне самолЄта
—истема климат-контрол€
—истема климат-контрол€
Ёкстренного пациента привезли из ќренбурга на вертолЄте, но здесь справ€тс€ без амбулифта
Ёкстренного пациента привезли из ќренбурга на вертолЄте, но здесь справ€тс€ без амбулифта

ѕопасть на территорию чел€бинского авиапредпри€ти€ в принципе непросто, но есть здесь ещЄ более защищЄнный «анклав», который относитс€ к федеральному предпри€тию «√оскорпораци€ по ќр¬ƒ» (организации воздушного движени€). ≈Є здание хорошо заметно благодар€ вышке с панорамным стеклом, из которой за происход€щим наблюдают главные «кукловоды» процесса — авиационные диспетчеры.

Ѕашн€ ќр¬ƒ хорошо заметна и имеет панорамное остекление — в общем, антураж как в кино
Ѕашн€ ќр¬ƒ хорошо заметна и имеет панорамное остекление — в общем, антураж как в кино
ќна находитс€ на высоте шестого этажа и щедро увешана антеннами
ќна находитс€ на высоте шестого этажа и щедро увешана антеннами

 руг, глиссада, коридоры

ёрий ≈рыкалов был военным лЄтчиком, и на вопрос, какие самолЄты он освоил за свою долгую карьеру, зачитывает обширный список, из которого € успеваю запомнить ћи√-31 и —у-27. » лЄтный опыт привносит в профессию диспетчера свой колорит.

ƒнЄм загруженность чел€бинского аэропорта не столь высока, поэтому ёрий смог уделить нам пару минут
ƒнЄм загруженность чел€бинского аэропорта не столь высока, поэтому ёрий смог уделить нам пару минут

— ѕоначалу мне было сложно молчать, когда € видел недочЄты в работе пилотов, — рассказывает он. — ƒиспетчер должен обеспечивать экипажи необходимой информацией и инструктировать о действи€х, но не имеет права давать советы и указывать на ошибки пилотажа. Ќо вообще уровень подготовки пилотов сейчас высокий, и это видно даже по тому, как они действуют в сложных услови€х, например, когда уже после касани€ земли принимают решение уйти на второй круг.

¬ соседнем помещении находитс€ группа под названием « руг» — она отвечает в том числе за кружение самолЄтов во врем€ ожидани€ посадки. ёрий же работает на посту, который называетс€ «—тарт»
¬ соседнем помещении находитс€ группа под названием « руг» — она отвечает в том числе за кружение самолЄтов во врем€ ожидани€ посадки. ёрий же работает на посту, который называетс€ «—тарт»

ћен€ всегда интересовал наивный вопрос: самолЄты ведь летают по жЄстким графикам, которые должны исключать их пересечение во времени и пространстве. “ак в чЄм тогда задача диспетчеров?

— ≈стественно, самолЄт движетс€ в соответствии с планом полЄта, но выдержать его с минутной точностью невозможно хот€ бы из-за скорости ветра, — объ€сн€ет ёрий.

ќн показывает точку на радаре, при наведении на которую выпадает табличка с данными: высота почти 11 километров, скорость 910 км/час. ѕотом он наводит курсор на другую точку, котора€ движетс€ к нам со стороны “роицка. —амолЄт того же типа противостоит северному ветру, и его скорость — лишь 860 км/час. “раектории на экране образуют живой узор, который требует непрерывного контрол€.

ќдин из экранов, которые контролирует диспетчер. ѕоначалу кажетс€, что на нЄм сплошна€ мешанина, но специалисты читают эту схему, точно книгу. Ќапример, маленькие треугольники обозначают точки, в которых экипаж выходит на св€зь при переходе из одной зоны контрол€ в другую
ќдин из экранов, которые контролирует диспетчер. ѕоначалу кажетс€, что на нЄм сплошна€ мешанина, но специалисты читают эту схему, точно книгу. Ќапример, маленькие треугольники обозначают точки, в которых экипаж выходит на св€зь при переходе из одной зоны контрол€ в другую
ѕогодный монитор. —лово CAVOK означает хорошую погоду. ¬рем€, кстати, гринвичское (лондонское)
ѕогодный монитор. —лово CAVOK означает хорошую погоду. ¬рем€, кстати, гринвичское (лондонское)
√лиссада — траектори€ снижени€ авиалайнера, угол который нужно строго контролировать, чтобы в момент касани€ полосы вертикальна€ скорость не оказалась чересчур большой. «а ней след€т и пилоты, и диспетчеры
√лиссада — траектори€ снижени€ авиалайнера, угол который нужно строго контролировать, чтобы в момент касани€ полосы вертикальна€ скорость не оказалась чересчур большой. «а ней след€т и пилоты, и диспетчеры

«она ответственности диспетчеров в нашем случае простираетс€ примерно на 100 километров, хот€ с южной стороны доходит до границы области.  стати, сотню километров авиалайнер пролетает примерно за семь минут — это к вопросу о том, может ли диспетчер улучить минутку, чтобы проверить соцсети.

— Ќедавно численность диспетчеров в нашем центре сократилась, потому что контроль высотных эшелонов отдали в укрупнЄнный диспетчерский центр в ≈катеринбурге, и часть коллег обслуживает воздушное движение в других районах, — объ€сн€ет начальник службы движени€ ќр¬ƒ ¬иктор  уликовских. — “еперь наши специалисты контролируют в основном рейсы, прилетающие в аэропорт „ел€бинска.

–адиообмен идЄт посто€нно, а в разговоре проскакивают специфические термины. Ќапример, эшелон — это по сути высота в футах, делЄнна€ на сто. “ак, 330-й эшелон — это высота чуть более 10 км
–адиообмен идЄт посто€нно, а в разговоре проскакивают специфические термины. Ќапример, эшелон — это по сути высота в футах, делЄнна€ на сто. “ак, 330-й эшелон — это высота чуть более 10 км

 огда самолЄт входит в зону ответственности авиадиспетчера, начинаетс€ их общение: диспетчер информирует о погодных услови€х и нахождении поблизости других «бортов», а также отдаЄт команды. Ќапример, при сильной загрузке аэропорта он вправе отправить самолЄт на «круг»: это специальна€ траектори€, напоминающа€ беговую дорожку стадиона, по которой авиалайнер кружит до получени€ разрешени€ на посадку. “акие круги, кстати, есть не только над аэропортом, но и на удалении: здесь по команде диспетчеров ждут очереди самолЄты при сильной загруженности воздушного пространства.

јлександр, диспетчер поста «круг», смотрит на карту с нанесЄнными на неЄ коридорами, по которым самолЄты движутс€ вблизи аэропорта „ел€бинска. ѕеред ним планшет с бумагой дл€ собственных пометок
јлександр, диспетчер поста «круг», смотрит на карту с нанесЄнными на неЄ коридорами, по которым самолЄты движутс€ вблизи аэропорта „ел€бинска. ѕеред ним планшет с бумагой дл€ собственных пометок

 стати, если дл€ нас небо — это километры пустого пространства, то диспетчер видит его по-другому: здесь есть аналоги автомобильных дорог, которые авиалайнеры должны соблюдать. “акие коридоры могут пересекатьс€, но самолЄты развод€т не только по времени, но и по высоте.

ќдин из инструментов диспетчера позвол€ет прогнозировать траектории полЄта, и, если по€вл€етс€ риск опасного сближени€, идут интенсивные радиопереговоры с экипажем, чтобы убедитьс€ — все пилоты правильно оценивают ситуацию и знают, что делать.

ƒиспетчер должен оценить ситуацию сам, дать пилоту нужную информацию и убедитьс€, что она правильно пон€та
ƒиспетчер должен оценить ситуацию сам, дать пилоту нужную информацию и убедитьс€, что она правильно пон€та

—топроцентна€ концентраци€

ѕри внешней простоте работа авиадиспетчера требует нечеловеческого внимани€. —кажем, один диспетчер может контролировать до дюжины самолЄтов, регул€рно обща€сь с каждым экипажем.

— ќсобенно выматывают смены в плохих погодных услови€х, когда переговоры станов€тс€ особенно интенсивными.  онечно, сложно дежурить ночью, но € скажу так: лучше €сна€ ночь, чем пасмурный день, — смеЄтс€ ёрий ≈рыкалов.

Ќагрузка на диспетчеров зависит как от интенсивности полЄтов, так и от погоды: чем сложнее услови€, тем больше переговоров
Ќагрузка на диспетчеров зависит как от интенсивности полЄтов, так и от погоды: чем сложнее услови€, тем больше переговоров

—мены авиадиспетчеров чел€бинского центра ќр¬ƒ дл€тс€ по семь часов с регул€рными перерывами. √рафик установлен со смещением, например, если диспетчер заканчивает работу в два часа дн€, на смену он заступит на следующий день в дев€ть вечера. Ќаверное, к такому графику постепенно привыкаешь?

—   такому невозможно привыкнуть, — отвечает ёрий ≈рыкалов. — ¬сЄ равно сказываетс€ на здоровье.

” большинства диспетчеров есть бинокли: большую часть процесса видно на экране, но иногда не вредно убедитьс€ лично
” большинства диспетчеров есть бинокли: большую часть процесса видно на экране, но иногда не вредно убедитьс€ лично

¬ чел€бинском аэропорту «жара» начинаетс€ с полуночи до шести утра, когда авиатрафик достигает пика. «Ќочна€ жизнь» — не прихоть самого аэропорта, а следствие перекоса российских авиаперевозок в пользу рейсов на ћоскву. “ак у транзитников больше шансов успеть на стыковочные рейсы, которые вылетают из столицы и приземл€ютс€ в основном в дневные часы.

ƒл€ диспетчерских служб неважно, выполн€ет ли самолЄт регул€рный рейс или чартерный
ƒл€ диспетчерских служб неважно, выполн€ет ли самолЄт регул€рный рейс или чартерный
Ѕизнес-джеты также летают на общих основани€х, получа€ заранее согласованную карту полЄта
Ѕизнес-джеты также летают на общих основани€х, получа€ заранее согласованную карту полЄта

 стати, а есть ли отличи€ в пропуске чартерных рейсов? Ќапример, любител€м “аиланда хорошо знакома ситуаци€, когда вылет смещают на несколько часов, причЄм не только в плюс, но и в минус. Ёто нервирует и часто комкает финал отпуска. 

— ƒл€ диспетчерских служб и аэропортов никакой дискриминации чартерных рейсов нет, а отклонени€ от графика чаще всего св€заны с малым количеством самолЄтов: скажем, авиакомпани€ возит туристов двум€ бортами, и если один сломалс€ или задержалс€ из-за погодных условий, туристам приходитс€ ждать, — объ€сн€ет ¬иктор  уликовских.

ѕочему задерживают рейсы

— точки зрени€ погодных условий чел€бинский аэропорт считаетс€ довольно благополучным: например, екатеринбургский  ольцово часто зат€гивает туманом из-за соседства с рекой, что дл€ „ел€бинска нехарактерно. ” нас частенько надувает облака смога, но дл€ авиации он не так критичен.

Ќо всЄ-таки при какой погоде рейсы отмен€ют? ќказываетс€, это зависит не только от погоды, но и от экипажа.

√еннадий ¬орошилов — сменный начальник аэропорта, основна€ задача которого — руководство комплексной сменой. ј это подразумевает координацию дюжины служб, в том числе отвечающих за очистку лЄтного пол€ от снега
√еннадий ¬орошилов — сменный начальник аэропорта, основна€ задача которого — руководство комплексной сменой. ј это подразумевает координацию дюжины служб, в том числе отвечающих за очистку лЄтного пол€ от снега

— «адача диспетчеров — проинформировать пилота о погодных услови€х, но конечное решение всегда за командиром, — уточн€ет √еннадий ¬орошилов. — ” каждого экипажа есть свои допуски по погодным услови€м, и командир судна самосто€тельно принимает решение садитьс€ или просить разрешени€ уйти на другой аэродром.

–уководитель службы планировани€ и управлени€ производством »горь –оманенко отвечает за большинство «наземных» операций на лЄтном поле — а это хоз€йство, по масштабам сравнимое с заводом
–уководитель службы планировани€ и управлени€ производством »горь –оманенко отвечает за большинство «наземных» операций на лЄтном поле — а это хоз€йство, по масштабам сравнимое с заводом

≈сли дл€ нас погода — это прежде всего температура и наличие осадков, то пилотам при снижении важны сила ветра и его направление, коэффициент сцеплени€ взлЄтно-посадочной полосы и два специфических параметра: видимость и высота нижнего кра€ облачности. ¬ зависимости от этих условий экипаж принимает решение о посадке.

ћеждународна€ практика отличаетс€ от той, что была прин€та в —оветском —оюзе. “еперь основные решени€ относительно пилотажа машины — за командиром корабл€. ƒиспетчеры должны обеспечить его всем необходимым, например, если пилот решает уйти на второй круг
ћеждународна€ практика отличаетс€ от той, что была прин€та в —оветском —оюзе. “еперь основные решени€ относительно пилотажа машины — за командиром корабл€. ƒиспетчеры должны обеспечить его всем необходимым, например, если пилот решает уйти на второй круг

Ќо ведь пассажирские авиалайнеры большую часть времени лет€т в режиме автопилота, так что чисто теоретически приземлитьс€ в сложных услови€х может даже самолЄт с «чайником» за штурвалом, доверившись автоматике. ѕравда, такое не практикуетс€:

— Ѕольшинство командиров не берут грех на душу и, если услови€ не соответствуют их квалификации, уход€т на другие аэродромы, — объ€сн€ет ёрий ≈рыкалов. — ¬едь если что-то пойдЄт не так, они должны вз€ть управление на себ€, а это требует опыта и квалификации.

–абота диспетчеров наземных служб крайне напр€жЄнна€, но чаю выпить всЄ же можно
–абота диспетчеров наземных служб крайне напр€жЄнна€, но чаю выпить всЄ же можно

√еннадий ¬орошилов рассказывает о небольшом лЄтном «лайфхаке»:

— Ѕывает, командиру не нрав€тс€ услови€ на аэродроме и ещЄ на подлЄте он сообщает диспетчерам, что у него проблемы с запасом топлива, получа€ разрешение уйти на более «удобный» аэродром.

ћесто диспетчера не выгл€дит пугающим, за исключением того, что кажда€ закорючка, лампочка и кнопка — значимы
ћесто диспетчера не выгл€дит пугающим, за исключением того, что кажда€ закорючка, лампочка и кнопка — значимы

 стати, чел€бинский аэропорт готовитс€ получить третью категорию по классификации ICAO, что позволит пилотам с нужным опытом сажать самолЄты при видимости до 600 метров и нижнем крае облачности от 15 метров. „то это значит?

ќценить ситуацию в бинокль можно не всегда: иногда приходитс€ уповать только на приборы
ќценить ситуацию в бинокль можно не всегда: иногда приходитс€ уповать только на приборы

ѕредставьте низкие облака, которые лежат на крыше п€тиэтажки. “еперь представьте, что из них выныривает самолЄт, который перед контактом с землЄй имеет линейную скорость более 200 км/час. ѕроще говор€, такие услови€ означают почти «слепую» посадку, когда уповать приходитс€ прежде всего на навигационное оборудование.

ѕосадка самолЄта в сложных услови€х — стресс и дл€ пилотов, и дл€ диспетчеров. Ќо они обучены с ним справл€тьс€ и внешне остаютс€ спокойными
ѕосадка самолЄта в сложных услови€х — стресс и дл€ пилотов, и дл€ диспетчеров. Ќо они обучены с ним справл€тьс€ и внешне остаютс€ спокойными

ƒл€ пассажиров повышение «классности» аэропорта по ICAO означает минимальные риски задержки и отмены рейсов.

ќграничени€ по погодным услови€м могут быть у авиакомпаний, например, если российские пилоты сад€тс€ на полосы с коэффициентом сцеплени€ от 0,3, то некоторые зарубежные перевозчики требуют минимум 0,35 единицы.

ѕорог в 0,3 единицы €вл€етс€ минимальным и дл€ автодорог, а нормой считаютс€ значени€ от 0,6, как у сухого асфальта или бетона. ѕоэтому снегоуборочные машины не сто€т без дела
ѕорог в 0,3 единицы €вл€етс€ минимальным и дл€ автодорог, а нормой считаютс€ значени€ от 0,6, как у сухого асфальта или бетона. ѕоэтому снегоуборочные машины не сто€т без дела

«ачистка полосы

»з сотни автомобилей, которые работают на чел€бинском авиапредпри€тии, почти половина — это как раз снегоуборщики.  стати, сделать полосу скользкой может не только снег, но и р€д интересных природных €влений, вроде лед€ного дожд€: капли в полЄте охлаждаютс€ ниже нул€ и мгновенно кристаллизуютс€ на земле, покрыва€ еЄ лед€ной коркой.

— √лавна€ проблема при посадке на скользкие поверхности — боковой ветер, который может просто сдуть самолЄт с полосы, — объ€сн€ет √еннадий ¬орошилов.

—негоуборочные машины впечатл€ют размерами скребков и разнообразием типов
—негоуборочные машины впечатл€ют размерами скребков и разнообразием типов
” некоторых машин ширина лопаты такова, что пришлось делать еЄ складной (или съЄмной)
” некоторых машин ширина лопаты такова, что пришлось делать еЄ складной (или съЄмной)
–оторна€ щЄтка этой машины в транспортном положении располагаетс€ вдоль неЄ, в боевом — разворачиваетс€ поперЄк и за один проход прочищает полосу шириной в три легковушки
–оторна€ щЄтка этой машины в транспортном положении располагаетс€ вдоль неЄ, в боевом — разворачиваетс€ поперЄк и за один проход прочищает полосу шириной в три легковушки

¬одители снегоуборочных машин шут€т, что снегопады всегда начинаютс€ вечером п€тницы или накануне праздников. Ќо очистка полосы в любое врем€ ведЄтс€ с маниакальной настойчивостью: при сильных осадках водители провод€т за рулЄм по 12 часов.

—нег не только счищают, но и «пылесос€т»: воздух нагнетают специальные турбины в задней части машины, приводимые в движение отдельным мотором
—нег не только счищают, но и «пылесос€т»: воздух нагнетают специальные турбины в задней части машины, приводимые в движение отдельным мотором
—то€ть вблизи попросту страшно: из-под щЄток летит снежный ураган
—то€ть вблизи попросту страшно: из-под щЄток летит снежный ураган
–азмер особенно заметен, когда техника выезжает из гаража
–азмер особенно заметен, когда техника выезжает из гаража
ћашины со щЄтками наметают бруствер вдоль кра€ взлЄтно-посадочной полосы, а этот олдскульный монстр с неверо€тной энергией откидывает его метров на 50 в поле
ћашины со щЄтками наметают бруствер вдоль кра€ взлЄтно-посадочной полосы, а этот олдскульный монстр с неверо€тной энергией откидывает его метров на 50 в поле
ј вот современный аналог, правда, не такой мощный — он дл€ деликатной уборки
ј вот современный аналог, правда, не такой мощный — он дл€ деликатной уборки

ѕричЄм убирают полосу не только зимой. Ћетом еЄ тоже чист€т, потому что камешек размером с жЄлудь может повредить турбины самолЄта, которые по нынешней моде вис€т довольно низко.

„тобы не подгорало

ј вот  јћј« в характерной пожарной раскраске орошает местные пол€ струЄй воды, попутно рису€ радугу. 

ѕерекачива€ 55 литров в секунду, пожарна€ машина создаЄт вод€ную пыль, а с ней — спектр
ѕерекачива€ 55 литров в секунду, пожарна€ машина создаЄт вод€ную пыль, а с ней — спектр
Ўасси имеет привод 8 х 8: восемь колЄс и восемь ведущих. ѕроходимость лучше, чем почти у любого гражданского внедорожника с поправкой, что больша€ масса и размеры ограничивают возможности на сложных грунтах
Ўасси имеет привод 8 х 8: восемь колЄс и восемь ведущих. ѕроходимость лучше, чем почти у любого гражданского внедорожника с поправкой, что больша€ масса и размеры ограничивают возможности на сложных грунтах
¬ передней части сидит водитель, сзади есть место дл€ экипажа
¬ передней части сидит водитель, сзади есть место дл€ экипажа

 јћј« довольно запаслив и везЄт сразу 12 тонн воды. ∆ител€м п€тиэтажки такого количества хватило бы недели на две, но машина впрыскивает их в очаг пожара за три с половиной минуты, а потом примерно за это же врем€ наполн€етс€ от пожарного гидранта. ѕри тушении разливов топлива используетс€ специальна€ пена, котора€ разбрызгиваетс€ через те же форсунки.

ѕеред посадкой самолЄта «на брюхо» (например, при поломке шасси) этот  јћј« может покрыть полосу пеной, чтобы исключить риск возгорани€ от искрени€ и разогрева фюзел€жа при контакте с бетоном
ѕеред посадкой самолЄта «на брюхо» (например, при поломке шасси) этот  јћј« может покрыть полосу пеной, чтобы исключить риск возгорани€ от искрени€ и разогрева фюзел€жа при контакте с бетоном
—лив воды из патрубков — чтобы не перемЄрзли
—лив воды из патрубков — чтобы не перемЄрзли

ѕожарные и спасатели работают в специфическом режиме, когда большую часть времени вроде бы ничего не происходит, а когда происходит — впечатлений хватает на годы вперЄд. „ем они занимаютс€ в обычное врем€?  онтролируют боеготовность техники, ежедневно тренируютс€, а дл€ поддержани€ скиллов езд€т на гражданские пожары и „ѕ.

ЅоксЄрска€ груша и гантели позвол€ют не растер€ть силу и координацию
ЅоксЄрска€ груша и гантели позвол€ют не растер€ть силу и координацию
¬ каждом из двух гаражей по две пожарные машины, не счита€ другой техники
¬ каждом из двух гаражей по две пожарные машины, не счита€ другой техники
„ерез форсунки подаЄтс€ вода или пена в зависимости от типа горючего вещества
„ерез форсунки подаЄтс€ вода или пена в зависимости от типа горючего вещества
ѕожарные рукава на любой вкус
ѕожарные рукава на любой вкус
Ёти пики протыкают борт самолЄта, чтобы тушить пр€мо через обшивку
Ёти пики протыкают борт самолЄта, чтобы тушить пр€мо через обшивку
ѕожарные став€т свечку: такой световой столб освещает местность, позвол€€ работать в темноте
ѕожарные став€т свечку: такой световой столб освещает местность, позвол€€ работать в темноте
ѕлакат на стене гаража
ѕлакат на стене гаража

јэропорт располагает двум€ подобными пунктами, чтобы врем€ прибыти€ в любую точку не превышало трЄх минут. ¬ случае серьЄзного „ѕ зона ответственности простираетс€ на восемь километров, и дл€ быстрого реагировани€ есть гусеничный вездеход √ј«-71.

√усенична€ техника обеспечивает переброску спасателей в нужную точку вне зависимости от глубины снега
√усенична€ техника обеспечивает переброску спасателей в нужную точку вне зависимости от глубины снега

«”видев чел€бинский аэропорт, испытал недоумение...»

ћы ходили по территории авиапредпри€ти€ почти весь день, но увидели, быть может, только половину служб. «а кадром остались машины дл€ противообледенительной обработки, заправщики, кухн€, а ещЄ — обладательница характерного голоса, который звучит в залах аэропорта.

ёрий  оньков не склонен приукрашивать ситуацию
ёрий  оньков не склонен приукрашивать ситуацию

¬ финале нашей экскурсии мы оказываемс€ в кабинете гендиректора јќ «„ел€бинское авиапредпри€тие» ёри€  онькова, который до ма€ 2014 года был топ-менеджером столичного аэропорта ƒомодедово.  акие чувства вызвал чел€бинский аэропорт при первом знакомстве?

— Ќедоумение, — веско отвечает он. — —ам город мне сразу понравилс€ чистотой: в 2014 году ещЄ не использовали реагентов. Ќо схема аэропорта была приемлема в 70-х годах, к 80-м она устарела, а сейчас — тем более. 

ёрий  оньков включает аэропорт „ел€бинска в дес€тку российских аэровокзалов по значимости, но по фактическому состо€нию дел — в тридцатку. » этот разрыв он намерен сокращать, хот€ не везде есть полна€ свобода действий.

—тро€щийс€ терминал внутренних линий 
—тро€щийс€ терминал внутренних линий 

Ќапример, терминалы чел€бинского аэропорта изначально были разнесены: отдельное здание — дл€ международных рейсов, отдельное — дл€ вылета внутренних линий, отдельное — дл€ прилЄтов. ¬ обозримом будущем принцип не изменитс€: после строительства нового терминала внутренних линий нынешние здани€ займЄт международный сектор. «атем начнЄтс€ строительство второй очереди терминала дл€ внутренних линий.

—  онечно, предпочтительней иметь международные и внутренний терминалы под одной крышей, и плюсов такого решени€ много: например, это облегчает жизнь транзитным пассажирам, — говорит ёрий  оньков. — ѕока мы €вл€емс€ заложниками изначальной схемы.

» архитектура, и размеры нынешних зданий аэровокзала показывают, что о нЄм долго не вспоминали
» архитектура, и размеры нынешних зданий аэровокзала показывают, что о нЄм долго не вспоминали

 ритики инвестиций в чел€бинский аэропорт часто отмечают сниженную деловую активность города, но ёрий  оньков считает, что она не причина, а следствие, привод€ в пример восточных соседей:

—  огда-то Ќовосибирск был просто селением недалеко от крупного города “омска. ѕотом возник вопрос о строительстве железнодорожного узла, и “омск не захотел размещать его в центре города, чтобы не ущемл€ть интересы извозчиков. Ќовосибирск же согласилс€, и теперь это — самый развитый город —ибири.

—коро посадка и высадка будет осуществл€тьс€ через рукава, что очень полезно. ќсобенно когда прилетаешь на ”рал зимой из жарких стран
—коро посадка и высадка будет осуществл€тьс€ через рукава, что очень полезно. ќсобенно когда прилетаешь на ”рал зимой из жарких стран

Ќа очереди реконструкци€ части лЄтного пол€ и запуск нового терминала внутренних авиалиний, что позволит аэропорту обслуживать в два раза больше пассажиров: сейчас его пропускна€ способность такова, что все чел€бинцы могут улететь из города примерно за год. Ќо, по замыслу, хороший аэропорт снизит их мотивацию улетать навсегда.

ѕриложение FlightRadar показывает борт из ћосквы на подлЄте к Ѕаландино: скоро мы увидели его живьЄм через окна диспетчерского центра
ѕриложение FlightRadar показывает борт из ћосквы на подлЄте к Ѕаландино: скоро мы увидели его живьЄм через окна диспетчерского центра

» напоследок — главный вопрос. ѕон€тно, что аэропорт значим дл€ саммитов Ўќ— и Ѕ–» —, но не зарастЄт ли он крапивой после их окончани€? ѕродолжитс€ ли развитие?

— јбсолютно, — уверен ёрий  оньков.

„его мы всем нам и пожелаем.

ј вообще самолЄт на полосе — это вершина айсберга. Ќа чел€бинском авиапредпри€тии работает почти тыс€ча людей, обеспечивающих комфорт и безопасность полЄтов, но их труд чаще всего остаЄтс€ за кадром
ј вообще самолЄт на полосе — это вершина айсберга. Ќа чел€бинском авиапредпри€тии работает почти тыс€ча людей, обеспечивающих комфорт и безопасность полЄтов, но их труд чаще всего остаЄтс€ за кадром

“ак, уже в этом году планируетс€ увеличить географию внутренних рейсов, а с вводом нового терминала аэропорт сможет принимать больше пассажиров.

ј вот рассказ молодого пилота о неожиданност€х профессии. ¬ „ел€бинске есть симул€тор полЄтов на “”-154 с реалистичным управлением.