Челябинск остался без набережной, ещё весной разрекламированной главе региона Алексею Текслеру. За подготовку проекта казанской фирмой мэрия отдала более 7,3 миллиона рублей, но использовать его не стала. В администрации заявили, что документ не прошёл необходимую госэкспертизу, поэтому к исполнению взяли бесплатный проект местных разработчиков. Но оказалось, что это не так. Пока официальный подрядчик ещё только готовил работу, чиновники заплатили 1,4 миллиона рублей за одобрение проекта его конкурентов. Кому это было нужно, разбирался журналист 74.RU.
Аукцион на проведение проектно-изыскательных работ на набережной реки Миасс компания из Казани «Проинжиниринг» выиграла в январе. В творческом тандеме с челябинским архитектором Сергеем Шумаковым казанцы создали эскиз, который согласовали в городском комитете по градостроительству и архитектуре и в апреле презентовали губернатору Алексею Текслеру. Главный архитектор Николай Ющенко тогда подчёркивал, что проект «выполнен на высоком профессиональном уровне с учётом современных требований к городским набережным». О нём же в мае рассказывал журналистам вице-мэр по вопросам градостроительства Сергей Репринцев. Тогда все были уверены — строить будут именно то, что демонстрируется на картинках.
Ожидалось, что эти идеи воплотят в жизнь уже следующим летом. Но на днях стало известно, что челябинцы в итоге увидят на берегу реки Миасс от улицы Кирова до будущего сквера Искусств воплощение совсем другого проекта. Сделала его бесплатно местная фирма «Уралдорпроект».
Внезапное решение отказаться от идей казанцев начальник управления информационной политики администрации Челябинска Владимир Сафонов объяснил тем, что их работа не получила положительное заключение госэкспертизы. Для трудившегося над проектом челябинского архитектора Сергея Шумакова эта новость стала неожиданностью.
74.RU проанализировал данные портала госзакупок и выяснил, что техническую часть проекта «Проинжиниринга» проверяющие всё же одобрили. Это было ещё в середине августа, причём на госэкспертизу документация поступила в начале мая. Подрядчику оставалось лишь пройти проверку достоверности сметной документации. В начале сентября управление дорожного хозяйства как заказчик даже заключило и оплатило договор с Госэкспертизой Челябинской области, а в середине октября продлило его исполнение ещё на месяц. Выдать окончательное заключение должны были к 18 ноября. Но за неделю до этого чиновники заявили «Проинжинирингу», что в его услугах больше не нуждаются.
К тому времени казанской фирме заплатили из городского бюджета около 6,5 миллиона рублей. Ещё чуть более 850 тысяч рублей мэрия отдала за проведённые экспертизы проекта компании. По их результатам подрядчику по госконтракту полагалось получить ещё 2,7 миллиона, но из-за отрицательного заключения их не выплатили.
— По условиям муниципального контракта срок исполнения работ по проектированию — 13 мая 2019 года. К окончанию действия контракта подрядной организацией были выполнены только работы по инженерным изысканиям, к проектным работам приступили во второй половине мая, — прокомментировал ситуацию начальник управления дорожного хозяйства Челябинска Ринат Кучитаров. — 23 мая «Проинжинирингу» предложили исполнить обязательства по контракту до 19 июня, так как до 20 июля необходимо было провести торги на строительство набережной согласно программе подготовки к саммитам ШОС и БРИКС. К этой дате подрядчик проект не предоставил из-за отсутствия положительной госэкспертизы. Положительное заключение на техническую часть подрядная организация получила только 16 августа, после чего на экспертизу была подана сметная часть. По ней в настоящее время есть отрицательное заключение. По состоянию на 16 октября заказчик утратил интерес в результате невыполненных работ по этому муниципальному контракту.
Ринат Кучитаров подчеркнул, что заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
— Для выполнения в срок программы мероприятий по подготовке Челябинска к саммитам администрацией города принято решение воспользоваться готовым проектом на строительство пешеходной набережной вдоль реки Миасс от улицы Кирова до сквера Искусств проектной организации «Уралдорпроект», получившей положительное заключение государственной экспертизы 17 июня, — подчеркнул руководитель управления дорожного хозяйства.
Фирма «Уралдорпроект» была основным конкурентом «Проинжиниринга» на аукционе, объявленном мэрией в конце декабря 2018 года. Обе компании значительно снизили первоначальную сумму закупки в 20 миллионов рублей. В январе «Проинжиниринг», согласившуюся исполнить контракт за 9,2 миллиона рублей, признали победителем. Компания «Уралдорпроект» с предложением в 9,3 миллиона рублей оказалась на втором месте и стала бы основным претендентом на контракт, если бы победитель отказался от его исполнения. Но из-за того, что фирма забыла предоставить выписку из реестра саморегулируемых организаций, комиссия признала «Уралдорпроект» не соответствующей требованиям, и компания выбыла из числа участников.
Это не помешало управлению дорожного хозяйства Челябинска в марте отправить работу челябинцев на госэкспертизу за бюджетные деньги. Основанием для её проведения стал не госконтракт, как в случае с «Проинжинирингом», а соглашение, что проект передают городской администрации. Причём проверку документации «Уралдорпроекта» чиновники заказали ещё до того, как получили проект от победителя аукциона из Казани. За это мэрия заплатила 1,4 миллиона рублей.
Экспертизы у «Уралдорпроекта» прошли быстро. 30 апреля фирма получила положительное заключение по технической части, а к 17 июня согласовали сметную документацию. При этом все инженерные изыскания челябинские разработчики провели ещё в феврале-июне 2018 года, а необходимые для прохождения экспертизы документы собрали в 2017–2018 годах.
— Победителю аукциона на разработку проекта благоустройства набережной сразу намекнули, что он залез на чужую территорию. Интерес «Уралдорпроекта» не в том, чтобы заработать на проекте, а чтобы заработать на строительстве. Чтобы провести через экспертизу проект с нужными расценками на строительство, — рассказал 74.RU знакомый с ситуацией источник. — В итоге для «Проинжиниринга» создали такую ситуацию, чтобы он отказался от исполнения контракта. Его проект дважды согласовывали в Федеральном агентстве по рыболовству из-за работ, которые планируются в реке. Без этого не давали положительное заключение госэкспертизы. К работе «Уралдорпроекта» такого пристального внимания не было.
В Федеральном агентстве по рыболовству 74.RU уточнили, что получали на согласование два проекта от разных разработчиков по одному и тому же участку набережной в Челябинске. Но согласование пока прошёл только один из них. По данным 74.RU, это проект «Проинжиниринга». Тем не менее администрацией Челябинска уже разыгран госконтракт на строительство набережной по проекту местной компании.
— Они [проекты] схожие по названию были. Один прошёл согласование с нашим ведомством. По второму экспертиза ещё не завершена. Вот недавно только подошли замечания экспертного заключения по нему. Он уже на выходе, — сообщили в Росрыболовстве.
74.RU связался с представителем «Проинжиниринга» и попросил прокомментировать ситуацию. По его словам, на сроки исполнения контракта повлияли проблемы с правоустанавливающими документами на землю.
— Земельный участок, ранее выданный под конгресс-холл, не был учтён в документации по планировке территории под набережную. Были явные грубейшие ошибки комитета по градостроительству и архитектуре, из-за которых при планировке набережной возник конфликт с территорией конгресс-холла. Это один из десятков сложных вопросов, которые мы решили без помощи заказчика. А в самый заключительный момент, когда нужно было подписать окончательные документы для завершения проверки сметной стоимости, заказчик официально ответил, что потерял интерес к проекту. Мы как проектная организация не понимаем, почему заказчик потерял интерес. Хотя наш объект был согласован на уровне губернатора и всем презентовался, — прокомментировали в компании.
Получить комментарий руководства «Уралдорпроекта» к моменту выхода этой публикации не удалось.
А какой проект вам нравится больше?
«Уралдорпроект» существует с 2016 года. За это время он был участником 32 госзакупок. В числе последних фирма стала победителем на право разработать документацию другого участка набережной — от улицы Труда, 100 до улицы Труда, 92а. Того самого, про который урбанист Лев Владов сказал: «Сделано с ненавистью» и показал почему. Но если в случае с территорией от улицы Кирова до сквера Искусств компания сделала проект бесплатно, то разработка района краеведческого музея вылилась в 7,4 миллиона рублей.
«Уралдорпроект» участвовал и в создании проекта реконструкции моста на ЧМК за 4,8 миллиона рублей.
В двух этих заказах мэрии — по строительству набережной у зала Прокофьева и реконструкции моста на ЧМЗ — получилась одинаковая связка. Проект в обоих случаях создавала компания «Уралдорпроект», а непосредственным исполнителем работ через закупки избрана «Урал-Сервис-Групп», находящаяся с ней в одном офисном здании.
«Урал-Сервис-Групп», которая будет строить новую набережную, стоит отдельного внимания. Там числится всего один сотрудник, но компании отдали контракт на полмиллиарда рублей. Ещё до середины лета фирма «Урал-Сервис-Групп» была с нулевой выручкой, а затем у неё пошли многомиллионные контракты с мэрией.
Столкнулись с проблемами в благоустройстве Челябинска? Присылайте сообщения и фото на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.