4 июня четверг
СЕЙЧАС +18°С
Масочный режим в Челябинской области обязателен, но его соблюдают не все и не везде

Масочный режим в Челябинской области обязателен, но его соблюдают не все и не везде

Челябинка Ольга пришла в крупный сетевой магазин за покупками, но так и не смогла ничего приобрести — кассир отказалась продавать ей товар, потому что девушка была без маски. И она не одна такая. То и дело читатели 74.RU сообщают, что продавцы отказывают клиентам без масок или вынуждают приобретать у них средства индивидуальной защиты. Разбираемся с юристами, насколько это законно и что может грозить торговым точкам (кроме оттока клиентов).

В поисках подарка для дочки подруги Ольга зашла в крупный магазин детских товаров в торгово-развлекательном комплексе «Родник». Походив минут 20 по рядам и не определившись с выбором, девушка решила приобрести подарочный сертификат на кассе.

— Я подошла на кассу, чтобы оформить подарочную карточку. Но мне сказали, что не смогут её продать, потому что я без маски. Что вообще происходит? Они тогда хотя бы сразу не пускали бы в магазин людей без масок. Никаких объявлений или предупреждений на входе в магазин, как и внутри него, я не увидела, — возмущается челябинка. — А так, если бы я, например, была какая-то больная, то ситуация странная: я спокойно гуляла по магазину 20 минут, и лишь когда подошла на кассу, мне говорят: «Нет, мы вам не продадим». Самое интересное, что продавец указала мне на соседний магазин, где продают маски, и сказала, что после покупки у них маски я смогу что-то приобрести тут. То есть на соседний магазин масочный режим не распространяется? Они могут без масок товар у себя продавать?! Или они потом выручку с этих масок делят?

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию пресс-службу торговой сети, но ответа от неё к моменту выхода этой публикации пока не поступило.

Одни магазины рьяно относятся к проверке масок у покупателей, другие — не очень

Одни магазины рьяно относятся к проверке масок у покупателей, другие — не очень

История Ольги не единичная. Челябинец Евгений на днях зашёл в салон сотовой связи, но обслужить его там отказались из-за отсутствия маски.

— Консультант потребовала купить у них маску, и только в этом случае меня согласны были обслужить. Моя маска намокла, и я её выбросил. Другую мне не предоставили, а предложили купить, — рассказывает Евгений. — На мой вопрос, почему мне отказывают в обслуживании, консультант ответила, что в компании введён масочный режим и обслуживают только клиентов в масках. А всю информацию об этом она рекомендовала посмотреть на сайте правительства [области] либо на сайте их компании.

Где-то покупателям предлагают формальный бесплатный вариант масок

Где-то покупателям предлагают формальный бесплатный вариант масок

С введением обязательного масочного режима в регионе отказывать покупателям начали и некоторые сетевые продуктовые гипермаркеты. Читатели 74.RU сообщают, что в «Ленте» охрана не пропускает в торговый зал людей без масок, а в «Ашане» тем, у кого нет средств индивидуальной защиты, на входе предлагают надеть бесплатные одноразовые маски. Но в большинстве торговых точек всем вообще наплевать на их наличие. Даже если посетителям маски раздают бесплатно.

А где-то совсем не требуют их наличия

А где-то совсем не требуют их наличия

Но в некоторых челябинских магазинах ситуации доходят до абсурда — продавцы не просто отказывают покупателям, но делают это в крайне грубой форме и выталкивают их на улицу.

Всё это вызвало у клиентов торговых точек шквал вопросов. Запрос «Может ли магазин отказать в обслуживании покупателю без маски» в поисковиках стал одним из самых популярных в последние дни. Интернет-эксперты отвечают на него однозначно: «Не может», — и ссылаются на пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса, предусматривающий обязанность магазинов продать покупателю товар, а также на статью 14.4 Кодекса об административных правонарушениях (оказание населению услуг с нарушением установленных законодательством РФ требований). Её нарушение сулит индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и компаниям крупные штрафы. Но вот считается ли отказ обслуживать клиента оказанием услуги и какие требования при этом нарушает магазин, эти же эксперты не разъясняют.

Многим продавцам абсолютно всё равно, в маске клиент или нет

Многим продавцам абсолютно всё равно, в маске клиент или нет

Мы задали вопрос про магазины и маски челябинским юристам. Ответы оказались не столь категоричны.

— Те, кто ссылаются на Гражданский кодекс, закон «О защите прав потребителей» и административную ответственность, были бы правы, если бы у нас сейчас был обычный режим без действия федерального закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций». Но здесь необходимо смотреть через призму этого федерального закона и соответствующего постановления правительства Челябинской области «О введении режима повышенной готовности», — говорит юрист Лев Воропаев. — В соответствии с этим постановлением маски в нашем регионе надо надевать. Обслуживая клиентов, которые не соблюдают масочный режим, магазины тем самым не исполняют требования правительства Челябинской области и нарушают федеральный закон «О защите населения от чрезвычайных ситуаций». Чтобы сами магазины не привлекли к административной ответственности за невыполнение требований режима повышенной готовности, они отказывают покупателям без масок. Несостоявшиеся клиенты, конечно, могут обратиться с претензиями в суд, но я думаю, в этом случае судья не встанет на их сторону.

Отказывать покупателям из-за отсутствия маски магазины могут

Отказывать покупателям из-за отсутствия маски магазины могут

А вот что на это говорят в Роспотребнадзоре. Если коротко — действия магазинов абсолютно законны, потому что требование носить маску относится к санитарно-противоэпидемическим мероприятиям.

— При наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определённых местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности, — говорится в разъяснении Роспотребнадзора. — Когда введён масочный режим, любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния, направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Поэтому действия торговых предприятий, не допускающих на свои объекты потребителей без масок, не могут и не должны рассматриваться как нарушение прав потребителей, поскольку они отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений. Покупателей без масок в регионах, где введён обязательный масочный режим, могут привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП.

Сотрудники магазина при этом имеют право вызвать полицию для составления протокола на нарушителей по «карантинной» статье. Штрафы по ней внушительные.

А вы надеваете маску при походе в магазин?

    За нарушение масочного режима в магазине покупателю может грозить крупный штраф. Но назначить его может только суд

    За нарушение масочного режима в магазине покупателю может грозить крупный штраф. Но назначить его может только суд

    С 12 мая и до особого распоряжения в регионе введен обязательный масочный режим. Мы подсчитали, во сколько обычной семье обойдется соблюдение таких мер.

    На Южном Урале число заболевших коронавирусом достигло 1969, умерли 23 пациента с COVID-19, причём девять из них — от ковидной пневмонии. Режим самоизоляции в Челябинской области сохраняется до 31 мая.

    Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.

    Вас в грубой форме не пустили в магазин из-за отсутствия маски? А может, на вас составили протокол за нарушение масочного режима? Поделитесь своей историей с нашими журналистами на почту редакции, в личные сообщения группы во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забудьте также снять происходящее на видео и фото и прислать нам.

    оцените материал

    • ЛАЙК4
    • СМЕХ4
    • УДИВЛЕНИЕ0
    • ГНЕВ10
    • ПЕЧАЛЬ3

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!