Очки и контактные линзы сегодня – это не только необходимый элемент для коррекции зрения, но и имиджевый аксессуар. Какие бы очки мы не носили, главное – чтобы они соответствовали моде, сезону, личному вкусу и, конечно, медицинским показаниям. Ведь с помощью глаз человек воспринимает до 90 % всей информации. Сделать этот процесс комфортным и сохранить зрение – основная задача, которую ставят перед собой специалисты ведущего челябинского оптического предприятия «Оптик Центр». О том, как развивается оптический рынок в Челябинске и какие новинки предлагает, рассказывает директор сети магазинов «Оптик Центр» Артем Власенко.
– Артем Валерьевич, расскажите немного об истории появления оптических магазинов под названием «Оптик Центр».
– Идея создания оптического кабинета витала еще со студенческой скамьи. Меня всегда привлекала офтальмология, особенно такая ее отрасль, как оптика. Я присматривался к тем немногочисленным оптикам, которые тогда работали в городе. Честно говоря, большинство из них были далеки от совершенства и не могли покрыть все интересы челябинцев. Я почувствовал, что ниша на оптическом рынке свободна и я могу предложить что–то качественно новое – магазин европейского уровня. Но начинать с продажи оправ и очковых линз не было возможности, поскольку это требует больших финансовых затрат. Мы занялись контактными линзами. Для начала арендовали кабинет площадью 15 квадратных метров, я выбрал обои, кафель, купил оборудование, привез из Москвы линзы, средства по уходу за ними. Так началась наша работа. Через 1,5 года ровно 15 июля 1999 года открылся наш первый оптический магазин, который по всем показателям – а это широкий ассортимент, квалифицированные персонал, качественное торговое и диагностическое оборудование, оборудование по обработке очковых линз – мог претендовать на мировой уровень. Именно поэтому мы считаем своим днем рождения 15 июля.
Сейчас «Оптик Центр» – это 11 филиалов в разных районах города и два отдела, торгующих солнцезащитными очками.
– А не тяжело было начинать с контактных линз, к которым до сих пор многие относятся с недоверием?
– Наоборот, контактные линзы не требовали больших финансовых вложений и складских площадей. Все мое хозяйство поместилось внутри небольшого сейфа. Но есть такое выражение: «Лидер – это не тот, кто впереди, а тот, кто первый». В начале 90-х большинство оптических кабинетов работали с традиционными линзами, у которых срок ношения год. Мы решили пойти по другому пути. «Оптик Центр» одним из первых начал продавать линзы плановой замены со сроком ношения 6 месяцев и меньше. Сейчас такие линзы самые востребованные.
– А что вы вкладываете в понятие «европейский уровень», говоря о создании оптического салона?
– Прежде всего это сочетание красоты и качества. Несколько лет назад основной проблемой людей, носивших очки, было отсутствие выбора и низкое качество линз. Сегодня ситуация изменилась. В Челябинске работает более десятка частных оптик. Но вместе с этим возникла другая проблема, связанная с обеспечением комфорта и удобства покупателей. Именно поэтому мы создали сеть магазинов, которая дает возможность клиентам воспользоваться полным спектром услуг на достаточно высоком уровне в любом уголке Челябинска.
– Чем «Оптик Центр» отличается от других салонов?
– Мы работаем в двух направлениях: предлагаем как элитную оптику, так и доступную. Филиалы нашего центра расположены почти во всех частях города. Ценовая политика и широкий ассортимент салонов рассчитаны на покупателей с любым достатком и запросами. Здесь можно заказать очки и детям, и взрослым, и пожилым людям. Самые дешевые оправы стоят около 150 рублей. Согласитесь, такие очки по карману любой бабушке-пенсионерке. Но это не значит, что они хуже по качеству. Все заказы изготавливаются в наших мастерских на качественном современном оборудовании.
– Насколько востребована в Челябинске оптика класса «люкс»?
– С каждым годом спрос на нее повышается. Сейчас мы добились того, что люди приходят в наш магазин и узнают на витринах оправы, которые они видели за границей. Причем у нас они продаются по аналогичным ценам или даже дешевле. Изначально мы позиционировали себя как салон, торгующий брендовыми и дизайнерскими оправами. На наших витринах представлены такие марки, как Bvlgari, Prada, S.Ferragamo, Givenchy, G.Armani, R.Cavalli и другие. Кстати, «Оптик Центр» оказался в числе 80 российских магазинов, получивших право продавать оправы марки Chanel. Для нас это показатель хорошей работы. В договоре несколько страниц посвящено только требованиям, которые предъявляет фирма салону. Мы рады, что можем соответствовать этому уровню. На днях у нас появились оправы из коллекции, сделанной Жаном Рено в содружестве с канадским дизайнером. В ней порядка 50-70 стильных женских и мужских оправ. Конечно же, наш ассортимент состоит не только из брендового товара, присутствуют также дизайнерские вещи. Примером тому служит коллекция титановых оправ, созданная дизайнером J.Jensen. На протяжении двух десятилетий он был главным дизайнером датской фирмы Bang&Olofsen. У нас также есть дизайнерская коллекция французского новатора Alain Mikli, который уже успел полюбиться ценителям дизайнерских оправ.
Я рассказал об оправах класса «люкс», но самое главное в оптике – это очковые линзы, которые тоже должны быть качественными. Мы успешно работаем с линзами таких ведущих производителей, как Essilor, Rodenstok, Seiko, Karl Zeiss.
Вообще, я мечтаю создать еще один магазин – оптический бутик. В нем будут продаваться только дорогостоящие оправы известных марок и от знаменитых дизайнеров.
– Чем может еще похвастаться «Оптик Центр»?
– Мы профессионально занимаемся оптометрией – это искусство подбора линз. Некоторые думают, вот какая смешная наука, что сложного в том, чтобы подобрать линзы. В поликлинике этот процесс занимает пару минут. Но на самом деле не все так просто. Наши специалисты иногда тратят по полчаса, чтобы подобрать одному клиенту очки. Линзы выбираются с учетом возраста, условий работы и так далее. Например, художнику нужно одно, музыканту другое. Часто к нам приходят клиенты, которые долгое время носили оправы с неправильным расстоянием. Наша задача не только подобрать очки, но и дать человеку возможность привыкнуть к ним.
Мы часто предлагаем клиентам походить в пробной оправе, привыкнуть к новым диоптриям, расстоянию. Это особенно важно для пациентов с астигматизмом. Иногда приходиться слышать, что у нас дореволюционные методы, «страшная» оправа, которую мы надеваем на наших пациентов. Мы воспринимаем эту критику спокойно, потому что главное – результат. Человек, надевший новые очки, должен почувствовать себя в реальных условиях: встать, посмотреть в окно. Только тогда он сможет сказать, комфортно ему в очках или нет. А попробуй встать и пройтись вместе с установкой, которая автоматически подбирает линзы. Мы тоже используем современное оборудование, передовые технологии. Данные диагностических приборов не окончательные, они дают ориентир врачу-специалисту. Конечно, удобнее вставить голову в рефрактометр, щелкнуть и получить быстрый результат. Но насколько приятно будет носить такие очки потом – это большой вопрос.
По этой причине мы перепроверяем и все рецепты. Не потому, что не доверяем другим специалистам, к этому обязывает ответственность, которую мы берем на себя.
– В таком случае, большие требования должны предъявляться к квалификации специалистов.
– Конечно. В «Оптик Центре» работают только люди с медицинским образованием. Кроме того, мы постоянно отправляем своих специалистов на повышение квалификации. Например, в этом году два наших врача выиграли внутренний конкурс и смогли посетить выставку оптики в Париже. Еще шесть специалистов «Оптик Центра» пройдут обучение в Праге в академии, которую открыла компания Johnson&Johnson. Всего из России приглашено около 300 офтальмологов.
– Артем Валерьевич, а что такое хороший результат в оптике?
– Это положительные эмоции, которые вы испытываете когда надеваете новые очки или контактные линзы. Если вам удобно и вы сами себе нравитесь – это самое главное. Еще важно, чтобы специалист со стороны мог оценить красоту и качество купленной оправы. А самое главное, чтобы вам хотелось вернуться вновь в этот магазин.
– Чем занимаются мастерские «Оптик Центра»?
– Наш салон имеет три мастерские, в которых установлено оборудование от ведущих испанских и французских производителей. Почти весь процесс обработки линз проходит в автоматическом режиме. Мы сразу отказались работать по шаблонной технологии и сканируем отдельно каждую оправу, окуляр.
– Контактные линзы не создают конкуренции при продаже оправ?
– Такая внутренняя конкуренция закономерна, но она не сильно ощутима. Как правило, клиенты, у которых есть проблемы со зрением, пытаются совмещать контактные линзы и очки. Линза может порваться, или просто истечет срок ношения – на этот случай нужно иметь очки. Раньше предпочитали линзы еще и потому, что не было красивых оправ. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Линзы и очки стали не столько конкурентами, сколько хорошим дополнением друг к другу.
– Тем не менее процент тех, кто отказывается от линз, высок…
– У специалистов контактной коррекции зрения есть такой термин «отказник» – это человек, который один раз попробовал линзы, они ему не понравились, и он перестали их носить. Многие из носивших линзы десять лет назад до сих пор считают, что это некомфортно. Но сейчас материалы серьезно изменились. К тому же есть клиенты, которые просто не могут носить очки, например, из-за астигматизма или больших диоптрий.
В наших салонах продаются контактные линзы ведущих фирм: Baush&Lomb, Johnson&Johnson, Ciba Vision и другие. В последние два года произошли революционные изменения, появились более совершенные линзы, изготовленные из силикон-гидрогеля. Этот материал обладает повышенным коэффициентом кислородопроницаемости. А с помощью профессиональных офтальмологов и оптометристов в «Оптик Центре» можно подобрать линзы как длительного, так и планового ношения, а также все сопутствующие аксессуары.
– С какими основными проблемами сталкиваются ваши специалисты при продажи линз?
– Основная и очень серьезная проблема – это перенашивание линз. Мы замечаем, что не соблюдают сроки ношения даже те, кто может себе позволить своевременно менять линзы. Мы пытаемся бороться с этим явлением. Показываем изображения красных глаз от переношенных линз, рассказываем о возможных негативных последствиях. В некоторых филиалах «Оптик Центра» дается дополнительная скидка при своевременной покупке новой пары линз. Вот когда это упирается в деньги, клиенты начинают задумываться.
– А чем грозит перенашивание линз?
– Линза как губка. Она абсорбирует на себе белки, липиды. Человеку может быть комфортно, но глаз испытывает токсическое действие. Последствия могут быть самыми разными, чаще всего это воспалительные процессы.
– Какие новинки контактной коррекции зрения предлагает сейчас «Оптик Центр»?
– В мае у нас начнется масштабная рекламная акция линз на один день. Мы являемся ключевыми партнерами компании Johnson& Johnson в Челябинской области. Они разработали одни из лучших однодневных линз. Они более гигиеничны, их не нужно хранить в контейнерах, обрабатывать раствором – просто каждый день используется новая пара. Однодневные линзы помогают решить множество проблем: во-первых, они для тех, кто занимается активными видами спорта, не пользуется контактной коррекцией постоянно и больше, чем другие, заботится о здоровье своих глаз. Конечно, это удовольствие не из дешевых. Сотрудники компании Johnsons сравнивали покупку однодневных линз со стоимостью одной чашки кофе или плитки шоколада. Конечно, в России даже традиционные линзы пока не настолько доступны. Но европейские маркетологи предвидят в ближайшее время рост желающих носить однодневные линзы. И мы уже это ощущаем.
– В своем интервью три года назад вы сказали, что рынок оптик в Челябинске не цивилизован. Изменилась ли ситуация сейчас?
– К сожалению, серьезных изменений не произошло. Конкуренция присутствует, но не всегда она здоровая. На любых рынках присутствуют недобросовестные игроки. Мне известны случаи, когда в оптиках дают скидки по картам других салонов, самостоятельно увеличивают сроки ношения линз и так далее. Я понимаю, почему это происходит. С нами тяжело конкурировать: наши филиалы расположены во всех районах города, мы задаем тон по ассортименту, ценам, да и шестилетний опыт играет не последнюю роль. Однако, я считаю, что лояльность клиентов нужно зарабатывать не этим, а качеством работы. Я был и остаюсь сторонником здоровой конкуренции, убежден, что в Челябинске «хлеба» хватит всем.
Была идея создать организацию оптик, чтобы собираться и обсуждать какие-то проблемы, направления работы. Но пока этот вопрос висит в воздухе. Несмотря на это салон «Оптик Центр» продолжает развиваться и совершенствоваться.
– Есть ли в планах медицинское направление офтальмологии?
– Это в перспективе. У центра накоплена серьезная клиентская база и большой опыт. Кому, как не нам, заниматься восстановлением зрения и лечением глазных заболеваний. Но пока недостаточно возможностей для качественного оказания этих услуг. А мы привыкли работать только на «отлично».
Адрес головного офиса
салонов «Оптик Центр»:
ул. Васенко, 4
Тел.: (351) 265-35-82