Все новости
Все новости

Великий день покорения хаоса

Дети и порядок, пожалуй, так же несовместимы, как гений и злодейство. Конечно, и в том, и в другом случае бывают исключения. Однако, по мнению психологов, это скорее заслуга родителей, целенаправленно воспитывающих своих чад...

Поделиться

Поделиться

Дети и порядок, пожалуй, так женесовместимы, как гений и злодейство. Конечно, и в том, и в другом случаебывают исключения. Однако, по мнению психологов, это скорее заслуга родителей,целенаправленно воспитывающих своих чад. Если же ребенка, особенно подростка,отпустить в свободное плавание, то вскоре в его комнате будет царить феноменальныйбеспорядок.

«Каждый раз, когда я захожу вдетскую, я ощущаю себя как на минном поле – приходится перешагивать черезигрушки, рискуя вывихнуть ногу, – делится 32-летняя Катерина Игнатьева, маматрех сыновей. – Под ногами валяются мячики, мишки, паровозик, карандаши,тетради, книжки, конфеты и прочие мелочи, сопровождающие детскую жизнь. При этом у детейстоят шкаф и стеллажи для книжек, корзины для мелких игрушек. Но нет же! Все их«сокровища» раскиданы по комнате и так и норовят расползтись по всей квартире.Наказания, совместные уборки, увещевания дают результат ровно на полчаса. Потомснова беспорядок. Пока дети были маленькие, мы с мужем относились к этомуснисходительно, но когда они пошли в школу, стало ясно, что «беспорядок вкомнате – беспорядок в голове». Пришлось вводить жесткие правила. Утромобязательно заправляют кровати, днем, перед выполнением уроков, и вечером,перед сном, – убирают все игрушки. Это программа-минимум. С учебой сталонамного проще, мальчишки могут спокойно сосредоточиться на задании».

Большинство родителей согласно стем, что детей к порядку приучать надо обязательно. Привычка к этому становитсязалогом появления массы других замечательных умений: планирования,структурирования, последовательности действий, умения расставлять приоритеты.Кроме того, он приобретает навыксамодисциплины, учится решать комплексные задачи, ставить перед собою цели идобиваться их, задействовать в работе свои внутренние ресурсы, выполняясамостоятельно конкретные задачи. Однако стремление к порядку и у взрослых, и удетей не должно быть фанатичным.

«Был смешной случай, когда мыстаршего сына отвели в первый раз в детский сад, – рассказывает Артур Аксенов,отец двоих детей. – Встревоженная воспитательница сообщила, что наш ребенокцелый день ходил и за всеми игрушки подбирал и на места расставлял. С однойстороны, забавно, но, на самом деле, достаточно жестоко. Все играют, а он ходити прибирается, как маленький робот, запрограммированный на уборку. Пришлосьтрехлетнему малышу объяснять полвечера, что игрушки нужны, чтобы играть, асобирают их потом все вместе».

«Здесь был Вася»

У взрослых и у детей могут бытьочень разные представления об аккуратности или беспорядке. Как отмечает ряддетских психологов, «разбрасывая» игрушки, дети словно отмечают свое присутствие.Для малыша это как бы свидетельство того, что «я – есть», внешние подтверждениефакта своего существования. Поэтому башня из кубиков строится обязательнопосередине комнаты у всех на дороге, куклы или солдатики обнаруживаются у мамыпод подушкой, а рисунки и следы от фломастеров – на папином столе. Такимобразом ребенок «населяет собой» дом. Еще один момент, подмеченныйисследователями детской психологии – ребенок живет по принципу «что упало, топропало»: если «этой игрушкой я не играю и не вижу ее, значит, ее нет». Поэтомукак такового беспорядка для детей не существует. Они в силу своих возрастныхособенностей просто не способны его увидеть.

Наиболее подходящее время для того,чтобы научить малыша наводить порядок – его желание помогать маме. Как правило,оно появляется в двухлетнем возрасте, когда малыши начинают проявлятьсамостоятельность.

«Родителям важно не упустить этотмомент, – уверена детский психолог Вера Серебрякова. – Ничего страшного,если вся «уборка» сводится к тому, что малыш повозит мокрой тряпкой по полу илиполчаса будет пыхтеть, застилая кровать. Сейчас самое важное – не убить этотэнтузиазм своим раздраженным «не мешай» или умилительным «иди играть, ты ещемаленький». Разумеется, нам быстрее и проще сделать все самим, чем наблюдать занеуклюжими действиями ребенка. Но через два-три года мы будем уже требовать отнего помощи: «Ты уже большой и должен помогать маме». И вероятнее всеготогда-то и начнутся слезы, капризы, потому что он не привык. А взять и резкопоменять сложившийся стереотип поведения малышу тяжело. То, что раньше вызываложелание, было интересным и принималось как игра, теперь стало скучнойобязанностью. А обязанности дети зачастую воспринимают как наказание».

Следующий этап интереса к наведениюпорядка обычно наступает уже в подростковом возрасте. Однако мотивация в этомвозрасте совершенно иная.

«Обычно наша дочь делает уборку пособственному желанию в двух случаях, – рассказывает Татьяна Завьялова, мама15-летней Ани. – Либо к ней должны прийти гости, либо она не смогла найти накухне чистую тарелку, потому что вся посуда (грязная) скопилась в ее комнате.Поэтому когда Аня «внепланово» начала наводить порядок в своем шкафу, мы были вшоке: неужто ребенок взялся за ум? Все оказалось гораздо проще. Сначала Аняочень долго не могла открыть дверцу шкафа, а потом, когда открыла, на неепросто вывалился огромный ком одежды, обуви, косметики и бижутерии. Пришлось вэкстренном порядке учиться раскладывать все по полочкам».

«Час Большого Порядка»

«Для ребенка важно, чтобы в егожизни присутствовали ритуалы, – делится наблюдениями Вера Серебрякова. –Поэтому, чтобы приучить его к порядку, нужно включить уборку в режим дня. Онадолжна стать такой привычной процедурой, как чистка зубов или сказка на ночь.Не нужно как-то специально обучать ребенка порядку. Лучший учитель – это личныйпример. В семьях, где всегда поддерживается порядок, ребенок постепеннопривыкает к тому, что иначе и быть не может. Малыш должны чувствовать себя нетолько ребенком, у которого есть игрушки, а хозяином своей комнаты. Собственныеобязанности дадут ему понять, что он является важным членом семьи».

Кроме того, интерес к тому, чтобы вкомнате всегда было чисто и опрятно, можно вызвать и поддерживать следующимиспособами:

  • делайте уборку вместе. Этим, кстати, вы еще научите ребенка сопереживать и помогать;
  • хвалите за помощь и не ругайте за неловкость. Даже если малыш что-то сделал не так или плохо, не переделывайте у него на глазах со словами «Как ты плохо сделал, лучше бы я сама». Это уничтожает инициативу и веру в свои силы. Лучше похвалите за то, что старался;
  • меняйте обязанности. Пусть малыш примерит на себя роль папы, мамы, старших брата или сестры, познакомится с другими, более сложными видами работ;
  • поручите ребенку самому выбрать и купить средство для мытья посуды или стиральный порошок. Даже если он пойдет на поводу у рекламы, пусть попробует. Таким образом, он сможет научиться экономии и критичному отношению к рекламе;
  • превратите уборку в игру или соревнование, в котором победителю достается небольшой приз. Можно повесить на стену график, ромашку или елочку из бумаги (каждое дело – закрашенный квадратик в графике или прикрепленный к цветку лепесток, игрушка к елке). У кого больше квадратиков (лепестков или игрушек) окажется, тот и победитель. Этот способ является еще и хорошей «напоминалкой» для забывчивых детишек;
  • устройте праздник «День Большого Порядка» или «Большой Стирки». Разумеется, праздник должен проходить весело, с музыкой и песнями, а в конце всех участников может ждать какой-нибудь приятный подарок-сюрприз, торт или интересный фильм;
  • введите систему поощрений и штрафов. За постоянные обязанности платить, конечно, не стоит. А вот если ребенок помог в большом ремонте или какой-нибудь сложной работе, то лучше его вознаградить. Штрафовать можно за любую вещь, которая валяется. Вещи складывать в «штрафную» коробку, из которой что-то забрать разрешено только за символическую плату. А потом эти деньги можно потратить на праздник в честь «Дня Большого Порядка»;
  • при обустройстве детской помните, что она должна быть не только красива, но и функциональна. Полки, стеллажи, корзины и коробки для мелких игрушек или настольных игр – у каждой вещи должно быть свое место. Устройте детскую так, чтобы наводить порядок в ней было легко;
  • не угрожайте, что выбросите все игрушки. Лучше придумать сказку, в которой игрушки по ночам оживают, и если их не убирать на место, могут обидеться и уйти. Но если ребенок будет заботиться о своих «друзьях», то они вернутся.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter