Сегодня исполняется ровно год первому государственному телефону доверия для южноуральцев. За это время услугами службы воспользовалось более трех тысяч жителей области. Чаще всего земляков волнуют вопросы семейных отношений и конфликтов. Почти каждого второго обратившегося интересовало решение этих проблем. На втором месте – поиск общения, выход из трудной жизненной ситуации, в том числе обращения за помощью тяжело соматически и психически больных людей. (Так называемые постоянные «зависающие» абоненты. – прим. автора) Это 17,7% от общего числа звонков.
Почти каждый восьмой из ста звонивших интересовался вопросами здоровья, том числе психического здоровья и психических заболеваний. Обращались за помощью люди с суицидальными намерениями или их родственники/знакомые – это 1,5% от всех звонивших. К сожалению, все-таки находились такие люди, кто звонил ради розыгрыша или шутки. Таких оказалось 4%. Эти ситуации не вызывают у медиков улыбки: шутник тем самым отнимает возможность дозвониться у того, кому помощь специалиста действительно нужна. Порой счет идет на минуты, а абонент недоступен.
Телефон доверия создан в рамках специализированной областной целевой программы министерства здравоохранения Челябинской области. На звонки отвечают профессионалы: врачи-психиатры и психотерапевты, психологи. Особое внимание психолого-психотерапевтическая служба «Телефон доверия» уделяет вопросам детства. Звонки детей и взрослых о детях и подростках составляли 6,7% от общего количества звонков.
«Мы как врачи понимаем, что огромное количество людей чувствуют себя одинокими несмотря на наличие у них детей, внуков, родственников, соседей, – говорит главный детский психиатр Челябинской области Татьяна Смирнова. – Они испытывают большую потребность в общении, причем многие боятся открыть душу своим близким, так как считают, что это может быть использовано им же во вред. Создавая такую службу, нам хотелось обеспечить жителей нашего города и области психологической и психотерапевтической помощью по телефону». По ее словам, телефонное консультирование безопасно, потому что предполагает анонимность, доверительность, а также дает возможность позвонившему прервать общение в любой момент по его желанию. Это создает, во-первых, чувство защищенности, во-вторых, у человека появляется возможность услышать себя со стороны, в-третьих, создается ощущение, что он сам пришел к решению своих проблем, пусть и с чьей-то помощью.
Ежедневно огромное количество людей переживают самые разные виды кризисов и пытаются найти решение проблем. Например, в семейной жизни или на работе, при изменениях привычных условий, а когда что-то не ладится и человек ощущает себя беспомощным, заходит в тупик, у кого-то появляются суицидальные мысли. В момент кризисной ситуации человек оказывается один на один со своей проблемой, а идти ко врачу бывает по разным причинам для многих очень хлопотно. Тогда приходит на помощь телефонное консультирование. Звонок на городской номер 269-77-77 бесплатен. Телефон работает в будние дни (понедельник – пятница) с 17:00 до 9:00. В выходные (суббота–воскресенье) и праздничные дни – круглосуточно.
По признанию врачей, потребность в создании такой службы на государственном уровне назрела давно. Но общемировая ситуация этот процесс ускорила. «Увеличилось количество неврозов, психических расстройств и кризисных состояний. Мы наблюдаем рост числа депрессий, суицидов и агрессий, а также различных форм адективного поведения – алкоголизма и наркомании, особенно у детей и подростков, – говорит детский врач-психотерапевт Станислав Супрун. – И телефон доверия служит первой помощью, куда человек может обратиться со своей бедой, а также узнать о других более специализированных возможностях психологической и психотерапевтической служб, узнать, где они есть. Звонить или не звонить – каждый человек решает сам, но он должен знать, что такая помощь есть».