Моя история казалась мне уникальной, пока я не разговорилась в поликлинике с такими же мамашами, чьи дети состоят на учете у узких специалистов. Моя дочь, например, состоит у эндокринолога. А это означает постоянный контроль за состоянием: анализы, ультразвуковая диагностика, регулярное посещение врача, прием лекарств. В общем, забот хватает. И пока анализы в норме, вроде бы со всем справляешься, но ситуация меняется, если течение болезни обостряется.
Вот и у нас полгода назад результаты анализов оказались не такими хорошими, как мы ожидали. Врач назначила провести внеочередное УЗИ, и вот тут-то и начались наши хождения по мукам. Оказалось, что взять талон на УЗИ щитовидной железы не так просто! В течение нескольких месяцев я еженедельно приходила за ним в детскую поликлинику, но слышала в ответ: «Талоны кончились». Иногда они еще и не начинались, и приходилось возвращаться повторно, но, видимо, более выносливые родители оказывались быстрее, и я снова оставалась без талона.
Тем не менее ситуация с анализами все ухудшалась, и когда я в очередной раз услышала, что талонов на УЗИ нет, чаша моего терпения переполнилась – я написала гневный отзыв на сайте Talon.gorzdrav74.ru. И только тогда свершилось чудо: мне в этот же день перезвонила администратор больницы и попросила прийти не просто за талоном, а сразу на УЗИ. Я решила хватать удачу за хвост, и мы с дочерью немедленно отправились в поликлинику.
А пока сидели в очереди, я разговорилась с медсестрой, которая с некоторой обидой попеняла мне, что я жалуюсь на них на сайте горздрава. «Вы что не знаете, что детям, которые состоят на учете у эндокринолога, обязаны выдать талон на ближайшие десять дней? Почему вы не сказали, что ваша дочь на учете?»
Переложить вину на чужие плечи, конечно, проще, но откуда я могла знать о таких правилах? Наша врач ни словом не обмолвилась, что нам обязаны выдать талон. Если бы она дала нам такую информацию, то мы бы не охотились за талонами по полгода. Да и в регистратуре не спрашивают, состоит ли ребенок на учете. Мне как человеку, далекому от медицины, невдомек, что диагностическая и лечебная сферы одного учреждения не имеют информационного сообщения между собой. Я-то думала, раз эндокринолог написала направление, то в нем есть какая-то пометка относительно нашего статуса.
В общем, виноваты оказались мы сами. И в том, что не проконтролировали деятельность врачей, и в том, что не знаем собственных прав.
Комментарий специалиста
«Кроме основного документа – закона «Об охране здоровья граждан» – имеются еще и территориальные программы госгарантий, которые составлены в соответствии с законом, – говорит начальник управления здравоохранения Челябинска Наталья Горлова. – Они имеются в каждом медицинском учреждении – как в печатном виде, так и в электронном, на сайте учреждений. Кроме того, территориальная программа госгарантий выложена и на сайте минздрава Челябинской области, и на сайте горздрава. В общем, этот документ, который и составлен для граждан, находится в свободном доступе сразу в нескольких местах, и любой может ознакомиться с ним тем способом, который ему наиболее доступен. Кроме того, любой гражданин может обратиться за консультацией по вопросу своих прав к юристу той страховой компании, где оформлен полис ОМС. Телефоны компании указаны на самом полисе. Если дозвониться не получилось, можно обратиться непосредственно в ФОМС Челябинской области по единому телефону горячей линии: 8-800-300-10-03.
Еще один способ пролить свет на проблемную ситуацию – попасть на прием либо к юристу медицинского учреждения, либо к заведующему отделением или главврачу. Руководители всех поликлиник и стационаров ведут еженедельный прием граждан по личным вопросам».