Депутаты Государственной Думы во главе с Еленой Мизулиной выдвинули на утверждение законопроект, который позволяет штрафовать врачей, нарушающих процедуру проведения абортов, а также самих женщин, желающих ускорить данный процесс.
Основой для беспокойства депутатов стало так называемое «время тишины» – срок, который отводится женщине, чтобы передумать и чтобы пройти полное обследование перед столь серьезной процедурой, как прерывание беременности. Согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан России» женщины могут самостоятельно принимать решение об аборте, если срок беременности не превышает 12 недель. Если же беременность длится дольше, то прервать ее можно лишь по медицинским показаниям, когда существует реальная угроза жизни матери (и данное решение принимается консилиумом врачей в каждом случае индивидуально – прим. автора), либо когда беременность наступила в результате изнасилования. В последнем случае права женщин подкрепляются постановления правительства РФ «О социальном показании для искусственного прерывания беременности».
Однако депутаты, ратующие за запреты абортов, заподозрили, что врачи не всегда соблюдают «время тишины» и прерывают беременности едва ли не в день обращения женщины. Именно таких недобросовестных медиков и предлагает штрафовать Елена Мизулина. В частности, разработанный ею законопроект предусматривает штрафы для должностных лиц от 10 до 50 тысяч рублей, для клиник – до миллиона рублей. При этом, чтобы отбить у мамочек, идущих на аборт, желание давить на врачей, их тоже предлагается штрафовать на три–пять тысяч рублей.
Как и следовало ожидать, данный законопроект вызвал возмущение со стороны медицинского сообщества. «Я, в общем-то, не юрист, но что-то тут не так, – пишет в комментариях к статье участник форума под ником хирург 61. – Врач у нас – не субъект права, и по гражданскому кодексу любую гражданскую ответственность за него несет ЛПУ». Таким образом, наложение штрафов непосредственно на доктора является незаконным.
«Время тишины» – условное обозначение срока, дающегося женщине на то, чтобы еще раз обдумать решение о прерывании беременности. Согласно нормам Минздрава на сроках беременности в 4–7 недель и 11–12 недель прерывать беременность можно не ранее чем через 48 часов после обращения. На сроках в 8–10 недель «время тишины» составляет минимум семь дней.
Другие врачи видят иное развитие проблемы. «Опыт работы подсказывает, что девять из десяти женщин, решившихся на аборт, его делают, – комментирует на условиях анонимности врач-гинеколог одной из челябинских клиник. – Принятие подобного закона лишь породит новый вид преступления. Например, за умеренную плату врач может оформить обращение женщины задним числом или вписать ей в карту угрозу здоровью. Таким образом, аборт все равно будет сделан».
Как не раз уже подчеркивалось, и доктора, и чиновники Минздрава настаивают не на сокращении показаний к проведению данной процедуры и не на ужесточении контроля за ней, а на социальной и просветительской работе с подростками и молодежью, с женщинами, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. В Челябинской области уже открыто 12 кризисных центров, где оказывается помощь – психологическая, юридическая, социальная – женщинам, решившимся на аборт. Благодаря такой работе с 2004 года количество абортов удалось сократить почти в полтора раза. И динамика их уменьшения налицо: если в 2011 году было прервано 29,5 тысяч беременностей, то в 2012 – уже 27 тысяч.
Однако законотворцы считают иначе. По их мнению, ответственность за проведение данной процедуры должна лежать на обеих ее сторонах, следовательно, за нарушение и отвечать должны обе стороны одинаково.
Фото: Фото с сайта Econet.ru