У кого-то дети – заиньки и лапочки, у кого-то – стихийное бедствие. Мои же исключительно «бродячий цирк» и «детский сад – штаны на лямках», несмотря на вполне солидный возраст в девять лет и четыре года. Старшая в этом сезоне увлеклась фокусами, младший, Лешка, по мере сил ей помогает. В тот вечер наконец-то ничего не предвещало беды, и можно было расслабиться с книжкой. Дети увлеченно шушукались у себя в комнате, готовили очередное представление. Потом наступила подозрительная тишина. Каждая мама знает: если дети молчат больше пяти минут, значит что-то «творят».
Мой маленький творец явился сам: «Мам, я монетку проглотил, большую». Первая мысль «и где он ее нашел» оказалась неактуальной. Важнее было «что делать»! Истории знакомых детей и родственников, которые, как оказалось, постоянно что-то глотали, и «оно потом само выходило», успокоили минут на 15. Потом Лешка попросил пить и расплакался, когда понял, что попить он не может, болело горло.
К счастью, врачи на скорой приехали очень быстро. Лешка с несчастным видом побитого щенка только устроился на маминой подушке (которую дети всегда экспроприируют на время болезни), как раздался звонок в дверь. Дальше – краткий осмотр, испуганный вопрос малыша: «А укол делать будут?» Молодая врач отнеслась к ситуации с неким скептицизмом: ребенок не кашляет, не задыхается, не синеет, и вообще, а была ли монетка? Лешка толком объяснить, что за монетка, не смог, а я не видела самого процесса. Вариантов дальнейшего развития врач предложила три. Первый – посмотреть, может монетка на самом деле куда-нибудь упала, а малыш просто этого не заметил. Второй – подождать, пока само «выйдет». Но при этом твердой пищей не кормить, только вязкими кашами и обязательно перед едой давать ложку оливкового масла. Если через день два в горшке (кто б еще усадил четырехлетнего парня на горшок) не зазвенит, то тогда к врачу. Ну, и третий вариант: все-таки ехать в больницу и смотреть на рентгене, куда же делась заветная монета. Я решила, что в этой ситуации лучше не морочить себе голову поисками пропавшего злата и горшками, а узнать точно, и вот мы уже едем в больницу.
Приемный покой, врачи, анализы, рентген и диагноз в телеграфном стиле – «застряла в пищеводе, ночью будем делать ФГС под наркозом, готовьтесь».
Монетка на снимке показалась мне просто огромной по сравнению с детскими легкими. К чему готовиться, как, что такое ФГС и почему под наркозом – масса вопросов так и осталась без ответа. Детишек в этот вечер поступило много, а времени на ликбез по лечению монеткоглотателей у врачей практически не было. Единственное, что сказали врачи, надо сразу доставать, так как монеты окисляются в ЖКТ. И успокоили, что таких пациентов им привозят почти каждый день, и, бывает, не по разу. Операция привычная и всегда проходит успешно.
В итоге минут 30 у нас ушло на все осмотры, и всего часа полтора с момента съедения монеты до того, как мы оказались в палате. Еще минут через пять мой юный фокусник, напереживавшись, уснул. Тогда-то я и смогла прояснить для себя всю картину. Друзья, имеющие к медицине то или иное отношение, рассказали, что ФГС – это не страшно, а, скорее, противно, поэтому маленьким деткам его делают под наркозом. По сути, в пищевод вводят тонкую трубку с небольшими «щипцами» на конце, которыми и достают монету. Без наркоза мой герой такую бы точно не проглотил. А с наркозом – пожалуйста! Так что отделались лешкиным испугом и моими переживаниями.
С наркозом вышла вообще любопытная история. Лешка, похоже, его даже не заметил. Как вечером уснул, так и проспал и наркоз, и саму операцию и проснулся уже в восемь утра. Он вообще был единственным во всей палате (из шестерых детей и троих взрослых), кто спал в эту ночь. А проснувшись, первым делом поинтересовался, где же его монетка и будет ли завтрак. Врач, видя такой здоровый сон и энтузиазм, пообещала выписать нас после завтрака, если больной хорошо поест. Предупредила только, что хлеб лучше не давать, т.к. после ФГС стенки пищевода могут быть слегка «поцарапаны» и первое время глотать будет сложно. Какое там «сложно»! Лешка с удовольствием съел кашу, два бутерброда с маслом и всерьез раздумывал, не попросить ли ему добавки. С такой клинической картиной показание было одно – выписываться и ехать домой.
Казалось бы, ребенок вообще забыл, почему мы оказались в больнице. Пока шло оформление бумаг и справок, он спокойно играл в палате. Только когда мы уже выходили из больницы и увидели пару машин скорой помощи, попросил: «Мам, давай не поедем на большой белой машине, она мне не понравилась. Лучше на маршрутке».
С тех пор каждый вечер, как заправский сыщик, я хожу по квартире и прикидываю, дотянется ли мой большой исследователь до той или иной мелочи, которую можно проглотить. А Лешка торжественно приносит мне все монетки, которые находит в садике и на улице. Очень уж ему не хочется, чтобы снова приезжал доктор на большой белой машине с красным крестиком.
Комментарий специалиста: «Маленький ребенок изучает мир руками и ртом, – говорит педиатр Елена Самойлова. – Это один из этапов развития малыша, «оральная стадия» познания мира, таким образом ребенок получает информацию о форме, свойствах и вкусе предметов. Значит, вероятность того, что он что-то проглотит, достаточно велика. По статистике каждый четвертый ребенок возраста от полугода до 5-6 лет хотя бы раз в жизни глотал или вдыхал инородные предметы.
Мелкие, гладкие, округлой формы инородные тела могут беспрепятственно покинуть организм сами. Но всегда есть вероятность того, что проглоченный предмет застрянет в пищеводе, бронхах, кишечнике или желудке. Самая распространенная ошибка родителей – попытаться «протолкнуть» проглоченный предмет корочкой хлеба или применением слабительных или клизм. Инородное тело само по себе – уже стресс для системы пищеварения, а попытка ускорить ее работу способна привести к травмированию органов краями предмета. Также злополучный предмет может просто застрять в кишечнике и довести до кишечной непроходимости. Кроме того, есть ряд предметов, которые опасны для здоровья и жизни уже тем, что попали в систему пищеварения.
Это острые и мелкие предметы: иглы, булавки, кнопки, скрепки, зубочистки, рыболовные крючки, гвоздики; предметы от трех сантиметров в длину: батарейки, магниты, крупные косточки от фруктов.
Симптомы, при которых нужно немедленно вызывать скорую помощь:
при глотании ребенок жалуется на боль в области грудной клетки;
дискомфорт во время сглатывания слюны;
невозможность проглотить твердую пищу;
тошнота, рвота, кашель.
Если ребенок синеет, есть приступы удушья, нужно срочно вызвать реанимацию и проводить искусственную вентиляцию легких.
До приезда реанимации можно попробовать самостоятельно вытащить проглоченный предмет. Малыша в возрасте до года нужно положить животом на предплечье руки, поддерживая подбородок и спину, лицом вниз, голову примерно под углом 60 градусов вниз. Ребром ладони нанести около пяти ударов между лопатками. Ребенка старше года нужно поставить перед собой, спиной к себе, обхватить его руками вокруг талии, надавливать на живот между пупком и мечевидным отростком. Делать необходимо резкий толчок вверх, 4-5 раз с интервалом в 3-5 секунд».