О том, что пять минут смеха заменяют стакан сметаны, мы знаем едва ли не с детства. И о том, что с помощью смеха психотерапевт Норман Казинс избавился от неизлечимой болезни, поражающей соединительные ткани во всем организме, мы тоже много слышали. Но вот об психофизиологических особенностях смеха знаем мало. Ученые же, которые детально изучают природу смеха, давно включают его в комплекс как стационарной, так и профилактической медицины.
Смеховые тренировки
Тот факт, что во время смеха активно задействуются органы дыхания, еще в конце 19 века отметил немецкий физиолог Герберт Крауф. Однако в то время не было приборов, чтобы доказать, насколько эффективным может быть смех. Сегодня высокоточная аппаратура позволяет подсчитать, что во время смеха воздух выходит из легких толчками, скорость которых колеблется от 50 до 70 км/ч. Чтобы сообщить воздушной струе такую скорость, легкие и мышцы пресса должны активно сокращаться, например как у бегунов-спринтеров. Таким образом, во время смеха происходит вентиляция легких, как у профессиональных легкоатлетов.
Этот факт и взяли за основу американские врачи для лечения застойных процессов у лежачих пациентов. Как известно, такие больные подвержены частым, так называемым застойным пневмониям, бронхитам, сердечно-сосудистым заболеваниям, потому что ограниченная подвижность тела затормаживает обменные процессы и ухудшает кровоснабжение органов, а потому в несколько раз повышается риск возникновения тяжелых заболеваний, таких как воспаление легких.
Другую физиологическую особенность смеха взяли на вооружения детские иммунологи. Дело в том, что при такой интенсивной вентиляции легких естественным образом усиливается газообмен, что приводит к стимуляции иммунной системы. Впрочем, именно этот факт берут за основу практически все западные стационары, в которых работают больничные клоуны. Ускоренный газообмен помогает очистить легкие от микрофлоры, которая всегда есть в воздухе в закрытых помещениях, коими является больница. Не всегда у пациентов есть возможность выйти на улицу и подышать свежим воздухом, а вот смех поможет на время заменить прогулки.
Смех без причины
Думаю, каждый из нас хотя бы раз в жизни оказывался в ситуации, когда взахлеб, до мышечных спазмов смеялся над какой-нибудь шуткой или ситуацией, в то время как окружающие оставались серьезными и считали шутку совершенно не смешной. На самом деле в этом нет ничего страшного: смех без причины – признак вовсе не дурачины, а того, что наша психика и тело наконец-то нашли способ сбросить напряжение, накопленное за день, а то и за неделю. В этом кроется еще одна тайна смеха – в его умении связывать потребности мозга с потребностями тела и наоборот.
«Многие из нас замечали, как дети иногда смеются через силу: им уже не смешно, но они упорно продолжают выдавливать из себя смех, – отмечает нейрофизиолог Анатолий Рубанов. – Суть в том, что дети пока еще чувствуют эту взаимосвязь между смехом и выделением эндорфинов».
Обычно этот процесс происходит в прямом порядке: мозг оценивает ситуацию, потом выделяются эндорфины, и потом мы начинаем смеяться. Но возможен и обратный процесс: мы можем начать смеяться, а потом начнут вырабатываться эндорфины, которые и дадут нам приятные ощущения. К такому выводу ученые пришли, изучая факторы, вызывающие смех. Не всегда этому способствовал забавный случай. Часто мы смеемся, когда что-то происходит неожиданно.
«Вспомните поведение людей из программы «Скрытая камера», – продолжает Андрей Рубанов. – Сначала они пугаются, а потом, когда понимают, что опасности нет, начинают смеяться. Мы смеемся, когда нас щекотят, хотя в этом ощущении мало приятного. Мы смеемся от смущения, волнения, мышечного перенапряжения. Как видите, эти ситуации далеки от веселых, но после смеха мы все ощущаем себя хорошо, потому что в кровь поступили эндорфины».
Именно эта особенность смеха легла в основу гелотологии, набирающего популярность направления в психотерапии, основывающегося на лечении смехом. У гелотологии есть несколько направлений. Это и больничная клоунада, и йога смеха, и групповые занятия по смехотерапии. Но всех их объединяет еще одно свойство смеха – его заразность.
«Мы не раз попадали в ситуации, когда вокруг все смеются, и мы сами начинаем смеяться, хотя не понимаем, над чем, – поясняет детский психолог Наталья Дрозд. – Человеку вообще свойственно заражаться эмоциями окружающих, но у смеха самая высокая скорость передачи. Если страх мы перенимаем, оценив ситуацию, то хохотать начинаем безусловно».
Это используют в своих занятиях гелотологи во всем мире: дают пациентам слушать чужой смех, чаще всего детский, ведь по заразительности ему нет равных.
Как за смеховой стеной
У смеха есть еще одна важная особенность: он позволяет организму защититься от стресса. Сколько раз мы оказывались в неприятных ситуациях, которые грозили пролиться настоящей катастрофой. Но какой-нибудь балагур одной шуткой разряжает обстановку, и напряженности как не бывало.
То же самое происходит в нашем сознании. Опасная или конфликтная ситуация вызывает стресс, заставляет нас напрягать мышцы, потеть и испытывать массу неприятных ощущений – от пересохшего горла до слабости в коленях. Но если эта же ситуация или часть ее предстанет в веселом ключе и мы хотя бы улыбнемся, то наш мозг получает сигнал, что опасность миновала, а значит, стрессовое состояние сходит на нет. Смех – это всегда сигнал безопасности и беззаботности. Вот почему мы так тянемся к хохотунчикам: даже слыша чужой смех, мы начинаем чувствовать себя расслабленнее, увереннее, комфортнее.
Гелотологи советуют:
– В любой неприятной ситуации пытайтесь найти что-то смешное. Если это не удается, то додумайте смешную развязку или деталь.
– Представьте, как об этой ситуации рассказал бы ваш друг или коллега-юморист.
– Представьте, что все происходит в ускоренном темпе, как часто делают в комедийных фильмах. Или, наоборот, в замедленном. Вообразите, какие лица тогда будут у участников ситуации.
– Украсьте дом или рабочее место забавными вещицами, смешными фотографиями или плакатами, которые вызывают улыбку. В трудный момент они зарядят вас позитивной энергией.
– Старайтесь в большей мере общаться с людьми позитивными, остроумными. Помните про заразность смеха.
– Учитесь даже в неловких, негативных обстоятельствах видеть себя не жертвой, а победителем. Например, если вас распекает начальник, и вы чувствуете, что краснеете, спросите себя: достиг ли уже ваш румянец одной цветовой гаммы с галстуком шефа, или можно еще чуток подбавить красного?
– Даже если вам совсем не до смеха, заставьте себя улыбнуться. Помните об обратной связи смеха и улыбки с эндорфинами!