Моя подруга, учитель русского языка и литературы, недавно рассказала мне о своем новом ученике, который пришел в ее 7А после летних каникул. Мальчик уже сменил две школы, и, по словам его мамы, на предыдущем месте учебы у него не сложились отношения с учителем русского языка, которая намеренно занижала оценки ребенку. При этом мама не скрывала, что ее сын часто бывает невнимательным и ленится выполнять задания так, как требует учитель. Именно это, по мнению родительницы, и привело к тому, что предыдущая учительница ставила мальчику четвертные двойки.
Однако первые занятия в новой школе показали: причина двоек по русскому кроется не в злой учительнице и не в лени ребенка. У мальчика обнаружились признаки дислексии, которые старательно игнорировали и родители, и другие учителя.
Дислексия (от греч. Дис – «приставка, означающая нарушение», и лексис – «речь») – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. За рубежом в понятие «дислексия» включают все отклонения, связанные с письменной речью: проблемы с овладением навыком чтения, письма, счета, нарушение моторики и координации, проблемы с грамотностью. В России все эти отклонения рассматриваются и корректируются независимо друг от друга.
«Он пишет со скоростью второклассника: когда весь класс уже записал предложение, Игорь дописал лишь третье слово, – делилась со мной подруга. – Во время письма ему необходимо проговаривать каждую букву, иначе он начинает переставлять их местами. Естественно, он нервничает из-за того, что пишет медленно, и начинает торопиться – и становится еще хуже. Он не дописывает элементы букв, подменяет одни буквы другими, путает местами слоги».
На контрольном диктанте такие особенности учеников никто не учитывает, и потому двойка становится их основной отметкой.
«Дислексия, как правило, возникает у людей, у которых активность определенных зон мозга, в частности, участков височных извилин, меньше нормальной. Разнообразные исследования, например с помощью магнитно-резонансных томографов, доказали, что причины такой низкой активности имеют нейробиологический характер, – говорит детский невролог Наталья Фертова. – Как правило, это наследственный фактор, поэтому зачастую трудности с чтением, письмом и счетом испытывают те дети, чьи родители или бабушки с дедушками сталкивались с такой же проблемой. Реже дислексия возникает в результате травм головного мозга или перенесенных инфекций, например краснухи, кори, полиомиелита, которые угнетают развитие коры головного мозга».
Поскольку неспособность овладеть письмом и чтением на должном уровне связана с функционированием головного мозга, а не с эмоционально-волевыми качествами ребенка, то и стандартные педагогические приемы, например, помогающие вырабатывать усидчивость, в этом случае не помогут. Заниматься лечением дислексии должен профессионал.
Легастения (от лат. legere «читать» и греч. asthenia – «бессилие») – нарушение психического созревания у детей с нормальным развитием интеллекта, проявляющееся затрудненным приобретением навыков чтения и письма. Обычно включает в себя не только дислексию, но и дисграфию. Легастеники путают местами буквы и цифры как при чтении, так и при написании, им сложно распознавать звуки, они делают много ошибок в правописании, медленно читают, пропуская звуки или переставляя местами слоги.
«Как правило, первые признаки дислексии у ребенка проявляются еще в старшем дошкольном возрасте и окончательно формируются в первом-втором классе, – считает логопед Марианна Файруллина. – Чем раньше начать коррекционный курс, тем быстрее ребенок сможет справиться с проблемой и тем меньше вероятность развития психологической травмы на фоне данной патологии».
Насчет психологической травмы логопеды и педагоги не шутят. У детей с дисграфией и легастенией, как и у ребят, страдающих заиканием, очень быстро развивается синдром неудачника. Но если в случае с заиканием дефект виден и понятен окружающим, то наличие дислексии признают далеко не все учителя. Многие считают, что непонятный почерк ученика – это следствие его небрежного отношения к предмету, а грамматические ошибки – нежелание учить и применять правила.
«Надо понимать, что ребенок с дислексией сам страдает от своей особенности, испытывает раздражение и отчаяние, когда у него не получается писать понятно и быстро, – поясняет детский психолог Наталья Дрозд. – В результате такой стресс приводит к отказу от учебы и даже к девиантному поведению. Ребенку начинает казаться, что он дефектный, и потому не достоин похвал и успеха».
Дисграфия (от «дис» – приставка, обозначающая нарушение, и «графос» – «пишу, рисую») – это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев под этим термином понимают определенное нарушение письма по фонетическому принципу, в результате чего искажается звуковой состав слова.
Очень важно не пропустить такой момент и поддержать ребенка, ведь дислексия очень редко протекает на фоне нарушения интеллектуального развития. Как правило, легастеники и дисграфики имеют нормальную способность к обучению. Есть исследования, доказывающие, что творческие способности таких детей на порядок выше. Чаще всего ученики, страдающие дислексией, прекрасно рисуют и играют на музыкальных инструментах.
Но если вернуться к истории Игоря, то время, когда можно было скорректировать его патологию, к сожалению, упущено. Теперь для восстановления нормального навыка письма и чтения ему потребуется в несколько раз больше времени и сил. Чтобы избежать такой роковой ошибки, родителям необходимо вовремя улавливать первые признаки дислексии у ребенка и немедленно обращаться за помощью к логопедам.
Признаки дислексии:
скудность словарного запаса, неумение распознавать смысл слов, подмена одних понятий другими. Например, вместо «теплая вода» ребенок говорит «хорошая вода»;
ребенок не может запомнить, какая буква какой звук обозначает. Путает при произношении и при написании слова, начинающиеся с фонетически схожих букв: б-п, д-т, з-с, ч-щ;
при письме ребенок путает графически схожие буквы: п-т, б-в, р-ь;
при чтении ребенок переставляет местами звуки или целые слоги: «шаФрик» вместо «шаРфик», «моКОло» вместо «моЛОко»;
при обучении письму ребенок пишет буквы в зеркальном отображении: И-N, Я-R.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com