Во вторник, 14 июня, в российских СМИ появилась информация о том, что один из украинских заводов перестал поставлять в Россию препарат «Мезатон», входящий в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Препарат до недавнего времени применяли кардиологи, а сейчас остатки растягивают реаниматологи и анестезиологи. Если первые без мезатона обойдутся спокойно, то анестезиологи уже сейчас бьют тревогу: практически невозможны будут операции с применением регионарной анестезии, а это и кесарево сечение, и вообще большинство операций «ниже пояса».
Сообщение о дефиците мезатона в регионах изначально появилось в социальных сетях, после чего информацию начали проверять журналисты. Выяснилось, что препарат вошел в перечень ЖНВЛП еще в 2010 году, и с этого момента стоимость его не менялась. «В настоящий момент мы просто больше не можем поставлять его по прежней цене – это означало бы, что мы работаем себе в убыток», – пояснила «Коммерсанту» представитель Опытного завода при Харьковском государственном научном центре лекарственных средств Наталья Ворона.
Мезатона уже нет в некоторых регионах страны, заканчивается он и в Челябинске. «Препарат "Мезатон" действительно в Российскую Федерацию в настоящее время не поставляется, и на складах запаса препарата нет, – подтвердила пресс-секретарь челябинского минздрава Мария Хворостова. – Однако в распоряжении министерства имеется письмо от 21 апреля, подписанное коммерческим директором компании-производителя о том, что поставки нескольких препаратов, в том числе и "Мезатона", временно прекращены в связи с перерегистрацией цен и должны возобновиться в 2016 году».
По словам представителя минздрава, ситуация с перерегистрацией – рабочая, через нее периодически проходят все препараты из перечня ЖНВЛП. Однако некоторые специалисты уже начали бить тревогу по поводу отсутствия препарата в больницах.
Используют «Мезатон» чаще всего кардиологи и анестезиологи-реаниматологи. Для кардиологов препарат устарел. «Мезатон в кардиологии применяется для повышения давления, но даже в советские времена этот препарат считался фельдшерским, а не врачебным, поэтому исчезновение его не сыграет существенной роли в оказании помощи нашим пациентам, тем более, сегодня препаратов, повышающих давление, достаточно много», – поясняет главный кардиолог минздрава Челябинской области Сергей Королев.
У реаниматологов, выхаживающих больных в отделениях, альтернатива также имеется. «При оказании реанимационной помощи мезатон используется ограниченно, по специальным показаниям, примерно в 15% от общего числа применяемых препаратов группы, – говорит главный внештатный специалист челябинского минздрава по анестезиологии и реаниматологии Алексей Астахов. – Это препарат для поддержания артериального давления, который обладает уникальными характеристиками, но потребность в нем возникает нечасто, например в ситуации, когда плохо работают другие препараты в комплексной терапии».
По словам эксперта, в реанимациях «Мезатон» сегодня заменяет французский препарат «Норадреналин Агетан». «Он обладает большей доказательной базой, а при сепсисе для нас это препарат первого выбора», – добавляет Алексей Астахов.
Однако столь же успешно применять французский препарат пока не могут анестезиологи, сопровождающие операции. «Без этого препарата невозможна регионарная анестезия, – рассказал ChelDoctor.ru заведующий отделением анестезиологии и реанимации одной из крупнейших челябинских больниц. – Мезатон – не лучший препарат, до него мы пользовались эфедрином, он показан для проведения регионарной анестезии по протоколу, им весь мир пользуется. Однако несколько лет назад эфедрин отнесли к наркотическим препаратам, и для Челябинска он теперь не закупается – слишком много проблем с отчетностью, охраной. Мезатон хуже, но это единственный препарат в своем роде».
Несмотря на то, что препарат не слишком современен, специалист перечисляет массу его достоинств. Так, например, по сравнению с аналогами, тем же «Норадреналином», «Мезатон» действует мягко и достаточно долго. «"Мезатон" действует там, где надо – он сужает сосуды, которые регионарная анестезия расширяет, повышая артериальное давление. Он не действует на сердце, не срывает сердечный ритм, не действует на почки, он просто поджимает сосуды, – поясняет эксперт. – Все остальные аналоги действуют быстро и достаточно грубо, провоцируя побочные эффекты, например нарушения сердечного ритма».
Существенное достоинство мезатона – в его цене, стоит он копейки – примерно в 40 раз дешевле французского аналога, да и в применении гораздо проще. Эксперт опасается, что теперь, без этого препарата, анестезиологи вынуждены будут сократить число вмешательств, проводимых под спинальной и эпидуральной анестезией, которые гораздо безопаснее для пациентов, чем общий наркоз.
Отразится это в первую очередь на роженицах – в 95% случаев кесарево сечение сейчас проводится под спинальной анестезией с применением мезатона, без него операция – большой риск, а интубационный наркоз – тем более. Под регионарной анестезией сегодня проводятся тысячи вмешательств при травмах и вообще практически все операции «ниже пояса».
Сегодня челябинские анестезиологи используют оставшиеся еще в больницах драгоценные ампулы в режиме жесткой экономии и надеются, что поставки лекарства производитель возобновит раньше, чем закончатся последние запасы.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com