RU74
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Челябинске
Погода-6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

0 м/c,

штиль.

748мм 93%
Подробнее
3 Пробки
USD 101,91
EUR 105,05
Здоровье Хирурги перекроили ребенку тонкую кишку

Хирурги перекроили ребенку тонкую кишку

Детские хирурги выполнили уникальную в своем роде и первую на Южном Урале операцию по удлинению тонкой кишки девятилетней девочке. Другие методы лечения уже не помогали, ребенок остановился в росте и развитии и в дальнейшем мог погибнуть, поскольку его организм не мог усваивать питательные вещества, необходимые для жизни. Историю Маши Ведровой* читайте в материале ChelDoctor.ru.

В свои девять лет Маша весит всего 14 кг, несмотря на то, что ест много и часто. Но, что называется, не в коня корм. Девочка появилась на свет с врожденной патологией и еще в младенчестве перенесла несколько операций. «Она родилась с врожденным пороком отсутствия тонкой кишки, в период новорожденности ей сделали анастомоз – тонкую и толстую кишку, – поясняет заместитель главного врача ЧОДКБ, детский хирург Николай Ростовцев. – Так она прожила восемь лет. Конечно, ребенок отставал в развитии, она выглядит максимум как пятилетний ребенок, кроме того, начались патологические изменения в других органах и системах, например, печени, желудка».

Почему так важна тонкая кишка? Ее не видно, но именно там на всей поверхности и площади кишечника происходит расщепление и всасывание питательных веществ, всех элементов, необходимых организму для жизнедеятельности, поэтому она такая длинная. Весь кишечник у взрослого человека может достигать пяти-шести метров, и он весь нужен. Если потерять хотя бы небольшой участок, то процессы переваривания и усваивания пищи будут нарушены, что приведет к ухудшению самочувствия и даже летальному исходу в зависимости от степени тяжести болезни.

Все это время девочка находилась на диспансерном наблюдении в отделении гастроэнтерологии Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ). Врачи пытались скорректировать состояние девочки с помощью разного рода диет, основанных на сухоядении и специальных смесях. Лечение синдрома короткой кишки было достаточно успешным, поскольку ребенок дожил до девятилетнего возраста, но оно исчерпало свои возможности. Тогда гастроэнтерологи обратились к хирургам: надо что-то делать, спасать ребенка.

Тонкая кишка у девочки длиной была всего 40 см, а должна быть около двух метров. Где взять недостающее? Как удлинить то, чего нет? «Существует два метода хирургического лечения в данном случае: первый – это трансплантация, но у детей возможна только родственная пересадка, когда у взрослого близкого родственника берется часть органа, около 60 см и вшивается ребенку, – поясняет Николай Михайлович. – Это достаточно сложно в силу разных причин». Такие операции выполняются пока только в федеральных центрах, они единичны и редки, кроме того, в семье из Кусы есть еще один, совсем маленький ребенок.

И тогда было принято решение удлинить кишку. «Мы взяли и разделили брыжейки тонкой кишки, и из одной трубки сделали две – перекроили и сделали ее в два раза больше, – добавляет детский хирург, проводивший операцию. – Конечно, у нас были большие опасения, риск возникновения осложнений, поскольку операция предстояла микрохирургическая, был очень велик. И все-таки мы достигли хорошего результата!»

Брыжейка тонкой кишки – поперечная ободочная кишка, которая отделяет нижнюю полость живота от его верхней части, а также прикрепляет кишечник к задней части брюшины. Брыжеечная часть тонкой кишки со всех сторон покрывается брюшиной. Нижний отдел состоит из тонкой и толстой кишки. У тонкой кишки имеется общая брыжейка. Через нее подходят сплетения вен, артерий, нервов, лимфатических сосудов.

Это только сказать легко, а на деле детскими хирургами выполнена уникальная, единичная в своем роде операция. Перекроить и сшить пришлось кусок ткани не на юбку или рубашку, а удлинить живой детский орган: аккуратно выделить все участки, разделить, поставить анастомозы, «подключить» кишку к кровеносной системе – сшить артерии, вены, нервы и так далее – задача архисложная и ювелирная. По признаю Николая Ростовцева, и в России такие случаи единичны. Специалист надеется, в будущем девочке уже не потребуется операций, и есть шанс, что она догонит в развитии своих сверстников. Без вмешательства хирургов ребенок бы погиб.

Теперь Маша наблюдается и долечивается в отделении гастроэнтерологии. У нее сразу нормализовался стул, процесс всасывания питательных веществ ускорился – можно считать, что ребенок выздоравливает. «Лечение, которое сейчас получает девочка, консервативное, направленное на обеспечение потребности организма в питательных веществах, жидкости, электролитах, – подчеркивает заведующий отделением гастроэнтерологии ЧОДКБ Дмитрий Сорокин. – Она получает специальные лечебные смеси, сбалансированные по составу и легкоусвояемые. Такое лечение ей знакомо: принимает она их давно, но не было никакого эффекта, потому что не было "точки входа" для всасывания питательных веществ».

Оценить в полной мере результат операции можно будет не раньше, чем через полгода. Однако уже сейчас врачи довольны состоянием девочки: послеоперационный период прошел хорошо, на следующей неделе Машу выпишут домой, и лечение она продолжит дома. По словам Дмитрия Вячеславовича, Машин случай – уникален. Пациенты с патологией тонкой кишки в практике гастроэнтерологов, конечно, бывают, но тоже нечасто, по области сегодня их не больше девяти, но они более скомпенсированные, не требуют хирургического вмешательства. Машина задачка для врачей оказалась самой сложной, и они с ней справились.

* Фамилия и имя ребенка изменены.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, автора и предоставлены ЧОДКБ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Рекомендуем
Объявления