Детские гинекологи выступили против новой инициативы Следственного комитета России, суть которой заключается в обязательной передаче врачами-гинекологами информации в органы о всех своих пациентах младше 16 лет, ведущих половую жизнь. Врачи уверены, вмешиваться в личную жизнь детей у следователей права нет, более того, нововведение может серьезно осложнить работу детским специалистам.
О новой идее следственного комитета на днях сообщила «Российская газета» со ссылкой на руководителя управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СК РФ Евгению Минаеву. Представитель СК пояснила, мера необходима в связи с тем, что сейчас большинство случаев половых контактов с несовершеннолетними остаются не выявленными. Между тем закон предусматривает за это уголовную ответственность в том случае, если партнеру несовершеннолетнего уже исполнилось 18.
Напомним, 8 ноября, в Челябинске мамой стала шестиклассница. О беременности школьницы стало известно на позднем сроке, около 30 недель и по данному факту возбуждено уголовное дело об изнасиловании. Сама девочка признавалась журналистам, что ее вынудили дать показания об изнасиловании, в результате, подозреваемый – 28-летний жених старшей сестры юной мамочки – в настоящее время находится под стражей.
«Большая часть таких преступлений остается без наказания, а это, в свою очередь, ведет к многочисленным негативным последствиям. В частности, в дальнейшем подростки могут стать жертвами более тяжких половых преступлений или сами начнут их совершать», – пояснила Евгения Минаева. При этом передача данных о пациентах якобы не будет считаться нарушением врачебной тайны, ведь информация будет охраняться другой тайной – тайной следствия.
По словам представителя СК, уже принято решение создать межведомственную комиссию, чтобы совместно с врачами проработать наболевший вопрос. В минздраве над предложением СК еще думают, а вот врачи уже высказали свое мнение на данный счет.
«Врачи в настоящее время обязаны сообщать в полицию или следственный комитет информацию о пациентах, если те сообщают о факте насилия или имеются явные следы насилия. Это касается всех пациенток, независимо от возраста, – поясняет главный детский гинеколог регионального миндрава Светлана Субботина. – Также сообщается информация в случае наступления беременности у несовершеннолетних».
Сообщать же о личной жизни пациентов в остальных случаях врачи считают неправильным. «Во-первых, существует врачебная тайна, и если девочка старше 15 лет самостоятельно пришла на прием к гинекологу, она уже может рассчитывать на то, что врач не станет сообщать информацию о ее здоровье даже родителям. Если же девочки узнают, что информация о них будет передаваться в следственный комитет, они просто перестанут ходить к докторам», – размышляет доктор.
Логика проста: подростки и так народ очень стеснительный, и не всегда могут даже врачу признаться в том, что уже считают себя взрослыми и живут «взрослой» жизнью. А если на них еще и надавить, вовсе испугаются обращаться за помощью, как результат – осложнения заболеваний, незапланированные беременности, подорванное репродуктивное здоровье.
«Современные дети становятся более открытыми, они знают, что могут прийти к врачу и получить совет, помощь – это дорогого стоит, – уверена Светлана Владиславовна. – Зачастую приходят девочки и говорят о том, что живут половой жизнью, причем порой отношения возникают между сверстниками и по обоюдному согласию. Большинство из них открыты, мы находим с ними общий язык, можем правильно осмотреть, дать рекомендации по контрацепции, по профилактике инфекций. Обязанность врача лечить, а не давать оценку и не сообщать куда следует – это только осложнит нам жизнь».
К слову, не очень понятен механизм дальнейшей работы с подростками следователями, которые могут получить доступ к огромной пациентской базе – по оценкам специалистов, она будет именно огромной. Как это будет происходить – каждой девочке после визита придется объясняться со следователями, которые с пристрастием начнут выпытывать подробности личной жизни? А если половой партнер окажется совершеннолетним? В тюрьму? Даже если это была любовь, большая и чистая? Вопросов к инициативе пока слишком много и, если честно, в то, что она может быть внедрена в жизнь, верится с трудом.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com