Город Здоровье Легкое удалили через «замочную скважину»

Легкое удалили через «замочную скважину»

Врачи нашли у 64-летней челябинки Александры Машновой образование в легком и отправили к хирургам. Ситуация оказалось серьезной, требовалась операция. Женщина хоть и готова была на все, чтобы выздороветь, но не ожидала такого исхода. Что помогает хирургам торакального отделения ГКБ№8 противостоять «убийце №1», чему они учатся у питерского коллеги и кого ждут на встречу, читайте и смотрите в материале 74.ru.

Мастер-класс позволил хирургам освоить навыки владения инструментом,
оборудованием и другими тонкостями исполнения малоинвазивного вмешательства

Александра Васильевна знает не понаслышке, что такое операция на легком. Ее супруг несколько лет назад пережил подобное, и она готовилась к чему угодно, лишь бы снова быть со своей семьей – мужем, двумя детьми, невестками и внуками. «Я была готова к любой операции: хоть к большой, хоть к маленькой, главное, чтобы было сделано хорошо, а больше мне ничего не надо, – не скрывает волнения Александра Машнова. – Даже не поняла, что делали наркоз. Я проснулась в хорошем настроении, ничего не болело, ничего не беспокоило. Во второй половине следующего дня я уже ходила. Мужу делали операцию, так у него разрез на всю грудную клетку! А у меня, говорят, совсем маленький».

Вадим Пищик, главный торакальный хирург Санкт-Петербурга,
д.м.н., профессор кафедры госпитальной хирургии медицинского факультета СПбГУ

Операцию выполнили через прокол, или небольшой разрез, с помощью специального оборудования. Она считается торакоскопической – малоинвазивной, высокотехнологической в рамках оказания медпомощи по программе ВМП.

Болезни грудной полости, с которыми имеют дело торакальные хирурги, чаще всего связаны со злокачественными опухолями. По словам специалистов, стандартная операция заключается в удалении части легкого, содержащего опухоль.

Василий Фастаковский, заведующий отделением торакальной хирургии ГКБ№8

«Чтобы добраться до легкого “по старинке”, хирургам нужно выполнить разрез от 25 сантиметров на грудной клетке – большая грудная мышца, которую видят на красивых мужчинах. Есть широчайшая мышца – все ее тоже видят на красивых мужчинах. В глубине есть еще мышца, определяющая дыхание. И все это пересекается, – вводит в курс дела главный торакальный хирург Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной хирургии медицинского факультета СПбГУ Вадим Пищик. – Потом человек в течение недели вспоминает, как дышать, потому что у него травмированы мышцы. И, если он был плохо обезболен, то он не дышит. А после нашей операции на вторые-третьи сутки пациент может уйти домой: он способен уйти – встает, сам себя обслуживает. Это чудесные операции, я их люблю больше всего».

Преимущество для пациентов в торакоскопических операциях очевидны: минимальный травматизм и риск осложнений

Возможность удалять легкое, не вскрывая грудную клетку, появилась совсем недавно. В мире такие операции начали выполнять около 20 лет назад, а активное распространение методики началось только в последнее десятилетие. «Чем меньше травму мы наносим грудной клетке, тем меньше страдает иммунитет пациента, значит тем меньше шанс на распространение этой опухоли дальше, – добавляет Вадим Григорьевич. – Наша задача – минимизировать эту травму, насколько это реально. Чтобы удалить легкое через маленькую дырку, нужно обрести определенный хирургический навык, который невозможно получить по книжке. Его нужно увидеть в исполнении разных хирургов, произвести самому, повторить это несколько раз».

Мастер-класс для челябинских хирургов проводит питерский гость,
профессор кафедры госпитальной хирургии медицинского факультета СПбГУ Вадим Пищик

Именно поэтому 22 ноября в ГКБ №8 состоялся мастер-класс с питерским коллегой, который на примере трех операций демонстрировал определенные навыки владения инструментом, оборудованием и другие тонкости исполнения малоинвазивного вмешательства.

«Технику торакоскопических операций мы осваиваем уже в течение последнего десятилетия, а за последние три-четыре года перешли к операциям повышенной сложности, – объясняет заведующей отделением торакальной хирургии ГКБ №8 Василий Фастаковский. – Наше отделение рассчитано на 32 койки, в год выполняется около тысячи операций, из них примерно половина – на органах грудной клетки. По данным 2015 года, 72,5% всех операций были выполнены торакоскопически через проколы. В 2016 году мы расширили свои возможности, и по итогам процент таких операций будет порядка 80-90. В России достаточно мало хирургов, которые выполняют такие операции хорошо, владеют такой методикой. Поэтому мы проводим этот мастер-класс, чтобы перенять технические приемы у опытного хирурга, получить добрый совет и усовершенствовать собственную технику исполнения торакоскопии».

По словам заведующего отделением, в 2015 году 72, 5% всех операций были выполнены торакоскопически через проколы

Преимущество для пациентов в таких операциях очевидны: минимальны и травматизм, и риск осложнений, и тяжелые последствия. А вот для специалистов это задачка непростая. «Для хирурга важно осязать то, что он оперирует во время вмешательства, нужна возможность дотронуться до органа, исследовать его, – говорит Василий Владимирович. – Торакоскопическая хирургия лишена этого: все, что делает хирург, происходит под контролем видеокамеры, исследовать орган непосредственно пальцами и помочь себе пальцами, если произошло что-то непредвиденное, он не может. Это работа только с роботом – с инструментом, которая требует освоения многих-многих навыков, постоянного совершенствования».

Говоря о причинах заболевания, питерский гость отметил, что «убийцей №1» во всем мире считается именно рак легкого как для женщин, так и мужчин. «В вашем регионе можно говорить об экологии, но все-таки основная причина – это курение, активное, пассивное, и добрый совет от доктора: если не бросите курить, то мы с вами встретимся», – не шутит торакальный хирург.

Фото: Фото, видео и монтаж Андрея Винникова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Машина сыплется, менять не на что»: журналист — об отсутствии выбора для «бюджетных» автомобилистов
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Что характерно, против никто не выступал». Эксперт — о повышении утильсбора и том, какие машины будем покупать
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Мнение
«Восемь полос, а из защиты — "зебра"»: урбанист — о ДТП с кабриолетом, сбившим коляску с двумя детьми
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Рекомендуем
Объявления