Город Здоровье интервью Главврач скорой помощи Челябинска: об агрессии пациентов и новых машинах для врачей

Главврач скорой помощи Челябинска: об агрессии пациентов и новых машинах для врачей

Рассказываем о работе скорой помощи города.

Каждая бригада скорой помощи за сутки выполняет порядка 16–20 вызовов

9 сентября считается Всемирным днем оказания первой медицинской помощи, поэтому сегодня мы решили рассказать о том, как работает скорая помощь Челябинска. Вызывая скорую, многие считают секунды – за 20 минут врачи должны уложиться и приехать на вызов. Но мало кто думает о том, насколько сложно уложиться в этот норматив. 74.ru уже приоткрывал завесу над этим закулисьем и рассказывал о работе службы скорой помощи. Теперь собрать все пазлы воедино поможет главный врач Станции скорой медицинской помощи Челябинска Александр Васильев.

– Александр Александрович, из чего состоит скорая?

– Скорая помощь начинается с оперативного отдела: это диспетчерская, которая принимает все вызовы, и сектор направления, передающего эти вызовы выездным бригадам. Руководит отделом в круглосуточном режиме старший врач Станции.

Вызовы передаются свободным бригадам скорой помощи, которые находятся в этот момент либо на подстанциях, либо в пути следования. Бригады делятся на общепрофильные и специализированные: это реанимационные, экстренные консультативные (неврологические и кардиологические), психиатрические, педиатрические.

Подстанций скорой помощи всего восемь: в каждом районе города и в поселке Новосинеглазово.

Александр Васильев работает на скорой уже более 30 лет

– Хватает ли медперсонала на такой большой город?

– Сейчас в Челябинске в круглосуточном режиме работает 80 бригад. По сравнению с 2013 годом, когда их было всего 50–60 на миллионный город, это уже прогресс. При расчете того количества бригад, которое необходимо, учитывается плотность проживания населения и радиус территории обслуживания: получается одна бригада на 10 000 населения. Чтобы выполнить этот норматив, Челябинску нужно 120 бригад, а для этого придется увеличить штат специалистов примерно в полтора раза. Пока это не достижимо. Однако уже в сентябре этого года мы планируем сформировать еще две бригады за счет принятых на работу специалистов.

Проблема с кадрами существует во всех крупных городах. Челябинску даже попроще: есть два медицинских колледжа, выпускающих специалистов нашего профиля. Думаю, постепенно количество бригад мы не только сохраним, но и увеличим, как нам это удавалось за последние четыре года. Кроме того, мы разгрузим и доукомплектуем те бригады, которые уже есть. На полторы-две ставки работать очень тяжело, и, к сожалению, есть еще небольшое количество бригад, в которых работает по одному медицинскому работнику. Их количество в сутки составляет не более пяти процентов от общего числа. Во многих других регионах ситуация значительно хуже.

Оперативный отдел принимает звонки и распределяет их по бригадам

– Вопрос про транспорт: он – ваш или нет, и сколько его всего?

– Автомобили нам предоставляет Муниципальное автономное учреждение «Челябмедтранс». Так исторически сложилось, и на протяжении уже длительного времени – сейчас по муниципальному заданию, а раньше – по заявкам станции скорой помощи – определённое количество автомобилей поступает в наше распоряжение. Могу сказать, что автомобилей всегда столько, сколько заявленных бригад. Другое дело, что степень износа этих автомобилей вызывает тревогу. Но до конца года мы получим 26 новых автомобилей и заменим старые. Такое пополнение техники существенно улучшит состояние автопарка.

Подстанции СМП есть в каждом районе города и в поселке Новосинеглазово, всего их восемь

Водитель входит в состав бригады скорой помощи, но как работник относится к другой организации. По возможности он старается помочь при переноске больного, но дело в том, что многие из них – это люди уже немолодого возраста. Несмотря на это, срабатывает человеческий фактор: за длительное время в бригадах складываются хорошие человеческие отношения. Особенно это касается специализированных бригад – реанимационных, педиатрических и других, которые, как правило, работают с одними и теми же водителями.

– Насколько опасной стала работа медработников скорой? Как часто случаются нападения на ваших сотрудников?

– К сожалению, должен отметить, что в этом году увеличилось число нападений и их реальных угроз. Если в 2016 году всего было 56 случаев, то в этом уже зафиксировано 33 (25 угроз и 8 фактических нападений). Пострадало пять человек: одного госпитализировали, четверо проходили лечение амбулаторно.

Тревожит то, что за такие деяния назначается необоснованно мягкое наказание. Недавно состоялся суд, по которому за нападение с ножом на работника скорой виновнику ограничили свободу на один год. Всего-то!

Отсутствие уверенности в своей безопасности является одной из причин, по которой выпускники медицинских колледжей не хотят идти на скорую. У нас работают в основном представители женского пола – это 70% работников. Мало того, что у них и так высокая нагрузка – и физическая, и моральная, ночная работа, «особый» контингент – наркоманы, бомжи, так еще и нападения!...

– Может, всем выдать по электрошокеру?

– Разные предлагались варианты защиты – и обучать самообороне, и оружием обеспечить, но, я считаю, это все неправильно. Врач должен лечить, а не драться. Должно быть настолько жесткое наказание, чтобы другим, что называется, неповадно было. Мы посмотрели статистику: нападения на скорую есть во всем мире. Но в ряде стран, например, в Испании, в США, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет. Такую повышенную уголовную ответственность предлагается ввести и у нас, приравняв правовой статус работников скорой при исполнении ими служебных обязанностей к статусу сотрудников правоохранительных органов, но решение по этому вопросу постоянно откладывается.

На дежурство в сутки заступает 80 бригад

– Как же тогда быть? Все равно надо же защищаться!

– Теперь мы перешли на новый способ мобильной связи управления и наблюдения за бригадами скорой помощи – с помощью автоматизированных комплексов, так называемых планшетов. Во многих городах такого нет, а у нас есть. Информация о нападении передается через мобильный терминал, и диспетчер, получая сигнал, понимает, что коллеги находятся в опасной ситуации. В эту точку немедленно направляется наряд полиции. Есть и другие технические возможности сообщить об обстановке на вызове.

Те редкие случаи, когда нападение заканчивается причинением вреда здоровью, тщательно анализируются и расследуются специальной комиссией, потому что это травма на производстве. Выясняются все обстоятельства, все причины – может быть, нужно было проявить большую осторожность, обратить внимание на какие-то детали поведения, еще что-то. Затем вырабатывается комплекс мер: как нужно стоять бригаде, как заходить в квартиру, куда садиться, что замечать. Таким образом, происходит непрерывное обучение, основанное в том числе и на опыте. Однако универсальных рекомендаций не существует, их выработать невозможно, каждый раз все происходит по-разному.

Кроме того, в этом году мы застраховали своих сотрудников от несчастных случаев во время работы. В случае какого-то непредвиденного события, той же травмы, медицинский работник получит страховую выплату.

Каждая бригада обслуживает за смену 16-20 вызовов

– Насколько остро стоит проблема перекрытых дворов?

– Проблемы с подъездом к месту вызова, когда даже тротуары заставлены машинами без водителей, бывают довольно часто. В таких случаях медработники вынуждены, взяв оборудование, следовать дальше пешком. Самое обидное, что на это уходит время, те минуты, которые бывают очень важны при оказании медицинской помощи. Хотелось бы, чтобы люди об этом помнили. Может быть, завтра скорая понадобится им самим или их близким, а время будет безнадежно упущено из-за того, что скорая не смогла подъехать к месту нахождения пациента. Мы стараемся фиксировать все проблемы, связанные с затруднением доступа к больному: в карте вызова медики делают отметку, если закрыт проезд.

– А на дороге как часто не пропускают автомобиль скорой? Много бывает ДТП?

– В прошлом году всего было 76 случаев ДТП с автомобилями скорой помощи, в том числе незначительных. Та трагедия, которая случилась 8 октября 2016 года, когда погибли наши сотрудники, конечно, из ряда вон выходящая. Погибли водитель, фельдшер и пациент – годовалый ребенок. Другой случай ДТП со смертельным исходом произошел 15 лет назад, когда перевернулся автомобиль с подстанции Металлургического района и тоже погибла наша сотрудница.

На скорой в основном работают представительницы слабого пола

– Как часто бывают ложные вызовы? Насколько они мешают вашей работе, можно ли их определить заранее?

– Ложный вызов дифференцируется только в момент выполнения. В сутки их порядка 4–6% от общего числа, которое составляет 1000–1200 вызовов. Вот и считайте. Название «ложный вызов» – условное, скорее, это безрезультатный вызов: он констатируется, когда пациента нет на месте или он отказывается от осмотра, в случаях, когда адрес указан неправильно или дверь не открыли бригаде – такое тоже случается. Поэтому в юридическом значении вызовы, при которых медицинская помощь не оказывается, ложными не являются.

Очень часто бывает, что сердобольные прохожие видят лежащего на улице человека, вызывают ему скорую и уходят. «Добрым самаритянам» кажется, что он без сознания, они свое дело сделали и ушли. А для нас такое состояние – это высокий приоритет срочности, и бригада направляется для выполнения этого вызова в первую очередь. А потом, прибыв на место, мечется в поисках той самой скамейки в сквере или дворе, где лежит без сознания человек.

Бывает, что вызывают скорую: бригада приезжает, а им даже дверь не открывают – «нам не надо уже, мы погорячились». Были случаи, когда вызвали бригаду ради развлечения.

А недавний случай – поступает вызов на роды. Это тоже высокий уровень приоритета для нас. На вызов поехала бригада – два фельдшера – девушки. Их встретил мужчина лет сорока. Вместе они проследовали в квартиру, где оказались одни мужчины. При попытке медицинских работников выяснить, кто и где рожает, встречавший втолкнул одну из девушек в квартиру и попытался втолкнуть туда вторую. Бригаде удалось вырваться, спуститься на улицу, закрыться в автомобиле и вызвать наряд полиции. Стражи порядка приехали быстро, нашим девочкам снова пришлось подняться на этаж, соблюсти все формальности, а потом продолжить свою работу. Представляете, какой стресс у них! Они ехали роды принимать, спасать младенца и мамочку, а не уворачиваться от криминальных посягательств.

В бригадах складываются добрые человеческие отношения

– Что такое экстренный вызов и неотложный?

– Все вызовы, которые представляют непосредственную угрозу жизни пациенту, считаются экстренными, остальные относятся к категории неотложных. Например, температура не является угрозой жизни – пациент в этом случае может подождать, принять жаропонижающие препараты. Как показывает практика, приблизительно в половине случаев пациент не нуждается в экстренной помощи. Главная задача скорой – устранение непосредственной угрозы жизни, когда состояние больного нужно стабилизировать и, при необходимости, доставить в стационар, но вылечить его от всего и сразу скорая не может. Условно говоря, если у человека гипертония, то бригада может снизить резкий подъем давления, но не может заменить плановую медицинскую помощь – прием препаратов, контроль артериального давления и так далее. Бывает, что люди вызывают бригаду, мотивируя это нежеланием тратить деньги на приобретение лекарств в аптеке. Подобные ситуации часто приводят к тому, что в очередь выстраиваются экстренные вызовы, если они поступят практически одномоментно.

На вызов бригада скорой помощи направляется из любой точки города – ближайшая к месту вызова. Так установлено порядком оказания скорой медпомощи. Поэтому на вызов в Центральном районе, например, может приехать бригада из Курчатовского, Советского или Калининского района – та, которая свободна и ближе. Для скорой помощи границы между районами – условные.

Население должно понимать: если машина скорой помощи стоит на территории подстанции, то это не значит, что она свободна и может быть сразу же направлена на вызов. Бригадам необходимо пополнять свою медицинскую укладку – тот объем медикаментов, который использован при выполнении предыдущих вызовов.

Чтобы пополнить запас медикаментов, нужно вернуться на подстанцию

– Что в себя включает концепция развития скорой помощи в России и как это применимо к Челябинску?

– Одно из направлений концепции – обновление парка автомобилей. Каждый год примерно одна пятая его часть подлежит замене, и в этом случае за пять лет автопарк скорой обновится полностью. До конца 2017 года планируется поступление 26 автомобилей СМП, это даже больше, чем 20%, что очень нас радует. Другой аспект – информатизация службы скорой помощи, и в Челябинске, по сравнению с некоторыми другими регионами, она проходит достаточно динамично. У нас есть система управления и контроля за скорой помощью, которая была внедрена еще в 1994 году.

Кроме того, в концепцию входит кадровая политика. Как мотивировать студентов с самого начала обучения для работы на скорой помощи? Мы решаем этот вопрос: студенты приходят к нам на практику – рассказываем, показываем, как все у нас устроено, как работает – вербуем в хорошем смысле этого слова. Все-таки наша работа больше рассчитана на молодых – это драйв, это постоянное движение, адреналин – как пел Розенбаум, «под сиреной полетаем». Плюс весь спектр ургентных (неотложных) патологий.

– А что чаще бывает: жалобы или благодарности?

– Количество жалоб у нас уменьшается, в том числе и на несвоевременное прибытие бригады. Одновременно мы отмечаем увеличение числа благодарностей, поступающих как в письменном виде, так и по телефону – все они фиксируются и проверяются.

Безопасность сотрудников — большая забота для руководителя

– Что как руководителя вас особенно радует в этом году? Ну кроме новых машин скорой?

– Меня радует, что у нас планируется развертывание новой системы цифровой радиосвязи. Много строится домов, и аналоговая связь уже не дает возможности поддерживать устойчивый радиообмен в некоторых местах. Сейчас эта проблема, надеюсь, будет решена. Зона покрытия новой антенны распространяется даже за территорию города. До конца года планируется замена радиостанций на всех автомобилях СМП. Кроме того, до конца года обновим оборудование. Часть мы уже получили и используем, другая часть поступит с новыми машинами, например, новые дефибрилляторы. Радует, что наши проблемы находят понимание у руководства области и города, что в нынешних непростых экономических условиях нас обеспечивают всем необходимым.

Фото: Олег Каргаполов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления