В минувшую субботу в увельском селе Красносельское родные и односельчане простились с почётным гражданином района Екатериной Михайловной Пищальниковой. По словам родных, в местной больнице за несколько дней пациентке не смогли сделать УЗИ, чтобы поставить верный диагноз и оказать необходимую помощь. Местные жители говорят, что это не первый подобный случай, и винят во всём оптимизацию медицины на селе. Подробности — в материале 74.ru.
Екатерину Михайловну знали не только в своём селе, она была почётным гражданином Увельского района. Много лет Екатерина Пищальникова проработала в школе, потом была председателем красносельского сельсовета, а после выхода на пенсию продолжала заниматься общественными делами, в частности, четверть века возглавляла местный совет ветеранов. В прошлом году Екатерине Михайловне исполнилось 87 лет, но на покой она по-прежнему не собиралась, если бы не этот чудовищный случай.
— Первого января бабушка почувствовала недомогание, разболелся живот, — вспоминает внучка Екатерины Михайловны Марина Каргина. — Мы вызвали скорую, и врач сказала, что бабушку нужно везти в хирургию.
В увельской больнице хирургического отделения нет, поэтому родственники повезли бабушку в соседний Южноуральск.
— В приёмном отделении мы просидели в очереди полтора часа, — продолжает Марина. — У бабушки взяли анализы, хирург осмотрел её, но сказал, что хирургической патологии нет, и отправил в Увелку, в терапию. В увельской больнице бабушку осмотрела терапевт и решила, раз у неё были рвота и понос, значит это кишечная инфекция. Бабушку положили в инфекционное отделение. Там ей начали ставить капельницы с физраствором, назначили антибиотики, однако спустя сутки боли в животе так и не прекратились. Второго января бабушку на скорой снова свозили в Южноуральск, сделали рентген, но хирургическую патологию опять не подтвердили.
Пациентке становилось только хуже, и семья Екатерины Михайловны забила тревогу.
— Мы начали просить, чтобы бабушке сделали УЗИ, но нам ответили, что смогут провести обследование только после праздников, 9 января. Тогда мы попросили направление в Челябинск, но оказалось, что направить в областную больницу врачи могут только обследованного пациента, а обследование опять же будет возможно только после праздников, — говорит внучка. — Тогда мы начали обзванивать частные клиники в Южноуральске, но все они отдыхали и в праздники не работали.
В итоге семья всё же нашла больницу, где можно в праздники сделать УЗИ, она оказалась в 40 километрах от Увелки — в Пласте.
— Когда мы приехали за бабушкой в больницу утром 4 января, соседка по палате рассказала, что бабушку всю ночь рвало и ухаживала за ней она, а не медсестра. 40 километров нам показались, как 240. Бабушке было очень плохо, она стонала и практически теряла сознание от боли, — вспоминает Марина. — УЗИ показало кишечную непроходимость, и бабушку почти сразу забрали в операционную. За те дни, что были упущены, отмерла большая часть тонкого кишечника, его пришлось удалить. Врачи удивлялись: «Вы как до такого состояния бабушку довели?». Но ведь она всё это время была в больнице, под присмотром врачей. Вот только лечили они сначала инфекцию, потом панкреатит, а в выписке написали, что у бабушки был колит.
За несколько дней организм Екатерины Михайловны ослаб настолько, что сил на восстановление уже не осталось. После второй операции на кишечнике пожилая женщина не пришла в себя, а 10 января скончалась в реанимации.
— Бабушка до последнего была активной и могла ещё долго жить, — подчёркивает внучка. — То, что ей было 87 лет, — не показатель, в нашей больнице любого можно загубить. Бабушке просто нужно было сделать УЗИ, но все отдыхали. Это не первый случай — в Увелке не так давно умер 34-летний парень от почечной недостаточности. Он поступил в выходные, а в понедельник, когда ему должны были сделать обследование, его не стало. Больных увозят в Увелку, как на кладбище: врачей нет, оборудования нет, и это общее состояние здравоохранения в Увельском районе. Почему в Пласте и УЗИ сделали, и хирурга вызвали, несмотря на выходной, огромное спасибо им за это, а здесь просто оставили умирать?
Местные жители сетуют — стало страшно болеть. Оптимизация практически оставила жителей района без медицинской помощи.
— У нас сохранили ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты — прим. ред.) в посёлках, а отделения в районной больнице постепенно закрывают и объединяют нашу больницу с южноуральской, — рассказала местная жительница Тамара Ильинична Летягина. — Раньше у нас всё было: и роддом, и гинекология, а потом хирургическое отделение закрыли, перенесли в Южноуральск, этим летом гинекологию перевели на дневной стационар. Сейчас в больнице остались только терапевтическое и инфекционное отделения, поликлиника, стоматология. Врачей не хватает — были «миллионники», но они своё отрабатывают и уезжают, да и отношение к больным изменилось. Эта оптимизация ни к чему хорошему не привела.
Впрочем, в региональном минздраве корреспондента 74.ru заверили, что в увельской больнице есть всё необходимое для оказания помощи больным, в том числе возможность проведения УЗИ экстренным пациентам, но выполняется обследование на усмотрение врача.
— В случае экстренного обращения в больницу медицинский персонал самостоятельно принимает решение о дальнейшей госпитализации или маршрутизации пациента в другие медицинские учреждения. Точно так же врач, в зависимости от жалоб больного и результатов анализов, назначает необходимые диагностические процедуры, — отметили в министерстве здравоохранения. — В случае нарушения сроков маршрутизации родственникам пациентов рекомендуется обратиться в страховую компанию. Если пациент или его родственники считают, что медицинская помощь не оказана, оказана не в полном объёме или в неприемлемый срок, можно направить жалобу в региональный минздрав.
Остаётся непонятно, что в этой конкретной ситуации помешало врачам двух больниц — увельской и южноуральской — сделать УЗИ пациентке. Теперь это будут выяснять сотрудники прокуратуры, куда намерена обратиться семья Екатерины Пищальниковой.