Здоровье Город Онколикбез: как попасть на приём к онкологу и почему туда надо не всем

Онколикбез: как попасть на приём к онкологу и почему туда надо не всем

Узнаем, что требуется для установки диагноза и почему пациента футболят.

Направление к онкологу не означает, что у пациента рак

Как попасть к онкологу — вопрос, который волнует тех, кому диагноз «рак» уже установлен, и тех, кому придется обратиться к этому доктору впервые. Открытие новой онкополиклиники в Челябинском областном центре онкологии и ядерной медицины, ставшей мозговым центром всей онкологической службы региона, заметно улучшило условия оказания амбулаторной медицинской помощи онкобольным. С одной стороны, она стала доступнее, с другой — поток пациентов значительно вырос. В новом выпуске онколикбеза разберемся, почему образуются очереди и как все-таки попасть на прием к онкологу — к какому и куда.

На наши вопросы ответит заместитель главного врача ЧОУЦО и ЯМ по поликлинической работе Наталья Ворошина.

Наталья Владимировна, давайте начнем с самого острого вопроса: как попасть в онкополиклинику?

— Наша поликлиника — консультативная. Задача ее специалистов — подтвердить или опровергнуть диагноз, определить стадию заболевания и в случае необходимости определиться с дальнейшей тактикой и планом лечения. К нам стекается сразу несколько потоков больных. Первый — те пациенты, которые обратились с жалобами в поликлинику по месту жительства, а врач направил их к онкологу. Дальше онколог для исключения или выявления метастазов обследует все органы и системы — назначает выполнение рентгена грудной клетки, УЗИ брюшной полости и так далее. Со всеми полученными результатами, если нужно, направляет уже к нам. Второй поток пациентов выявляется во время скрининговых программ (диспансеризация, профосмотры, смотровые кабинеты) — например, после маммографии у женщин или теста на PSA (простат специфический антиген. — Прим. автора) у мужчин. Они тоже направляются к онкологу по месту жительства, где проходят все необходимые дообследования — по каждой локализации свои, а затем с результатами идут к нам. Всё первичное обследование должно проводится по месту жительства.

Вот все пациенты во весь голос и говорят — нас футболят! Почему нельзя всех обследовать сразу в онкополиклинике?

— Потому что в этом нет необходимости: не каждое заболевание, с которым пациент попадает на дообследование даже к онкологу, становится онкологическим. На этом этапе задача двойная — подтвердить или опровергнуть подозрение. Возьмем, например, маммографию. Специалист посмотрит результат и увидит, что у части пациенток злокачественного новообразования нет, им необходимо наблюдение и лечение только у гинеколога. А на дообследование к нам направит только тех женщин, которым это действительно нужно.

Сам факт, что человек получил направление к онкологу, еще не означает, что у него «уже есть рак».

Бывают случаи, когда диагноз «рак» устанавливается случайно. Например, пациент экстренно попал в хирургическое отделение с признаками кишечной непроходимости, при этом выявляется, что причиной непроходимости стал рак кишечника. Диагноз доказан, и пациент идет на консультацию, чтобы установить стадию заболевания и решить вопрос о лечении.

Наталья Ворошинина рассказала, что нередки случаи, когда рак диагностировался случайно
Источник:

Обязательно ли пациенту иметь направление от онколога по месту жительства, чтобы попасть в онкополиклинику?

— Онколог по месту жительства может не только дать направление, но и сразу записать к нам на прием по системе БАРС. При чем абсолютно из любой поликлиники как Челябинской области — любого, хоть Кунашакского, Ашинского или любого другого района, так и самого Челябинска, выбрать время и специалиста по локализации опухоли, оформить талон. Наша служба — плановая, но бывают ситуации, когда врач на месте видит, что пациенту помощь нужна быстрее, чем это позволяют существующие возможности. Тогда он связывается с нашим администратором, чтобы заказать дополнительный талон.

Второй способ — пациент сам может записаться либо через портал госуслуг, либо по телефону 240-13-13. Все медицинские организации там есть, как правило, они выкладывают свои расписания недели на две-три.

Как организован прием в онкополиклинике? Что делать пациенту после того, как на прием он так или иначе записался?

— Если пациент обращается к нам впервые, то вместе с талоном, картой, полисом ОМС и паспортом он приходит в онкополиклинику на ул. Блюхера, 42б Челябинска — в регистратуру. Там он заполняет все необходимые документы — согласие на обработку персональных данных и так далее. Без этого, к сожалению, мы не можем пациента принять. Регистратура у нас разделена на два потока — для жителей Челябинска и Челябинской области. Картотека распределена по буквам. Достаточно назвать свое имя или подать полис. Администратор проверит по программе БАРС все документы, оформит медицинскую амбулаторную карту, и пациент идет на прием. Чтобы все успеть сделать вовремя, подойти нужно за полчаса до времени приема или минут за 40.

Как быть тем, кто уже бывал в поликлинике, и карта у него уже есть?

— Те пациенты, которые обращаются к нам повторно, в день приема вместе с талоном и документами (результатами исследований, анализов и т.д.) могут сразу идти к врачу.

С открытием новой онкополиклиники нам удалось решить вопрос хранения, поиска и оформления амбулаторных карт. Информация, которая в них содержится, для лечения онкобольного очень важна, поэтому ее никогда не отдавали пациенту на руки. Однако старое здание не позволяло разместить всю картотеку. И найти карту было проблематично: если пациент проходил какое-то обследование или консультацию в стационаре, то карта могла остаться там и вовремя не вернутся в поликлинику. Бежать через дорогу, искать ее там было сложно, конечно. Сейчас этих трудностей нет. Случаи утери карты теперь стали крайне редки. Кроме того, часть информации уже хранится в электронном виде. Это тоже облегчает работу.

В поликлинике идет 29 приемов сразу по нескольким направлениям

Сколько врачей ведет прием в онкополиклинике?

— На сегодняшний день у нас в поликлинике уже 29 приемов сразу по нескольким направлениям. Всё зависит от уровня и структуры заболеваемости той или иной локализацией на территории Челябинской области: есть и два доктора на прием, а есть и четыре. На первое место выходит рак молочной железы, поэтому у нас организовано четыре приема у онкомаммолога. Все специалисты работают в первую смену практически до 17:00 ежедневно. Всё время у них расписано, даже дополнительные талоны.

У мужчин — это рак предстательной железы, и у нас ежедневно ведут прием три онкоуролога. Специальность очень востребованная, пациентов очень много — не только мужчин, но и женщин. Это и рак почки, и рак мочевого пузыря. Также три приема онкогинекологов — рак шейки матки, рак тела матки, рак яичников и так далее. Два доктора принимают в первую смену, один — во вторую.

Один из самых распространенных упреков в адрес онкополиклиники заключается в том, что нередко пациенты проводят у вас целый день. Почему это происходит?

— Да, такое возможно. Пациент приезжает, например, из того же Ашинского района на прием к онкологу. Тот направляет его на дообследование в наших условиях, например, выполнить ультразвук. Потом он идет к терапевту, тот дает свои заключения и направляет к другому специалисту. Получается, что в течение одного дня пациент может пройти у нас сразу несколько специалистов — до шести обследований. Конечно, этот процесс очень утомительный и тяжелый для пациента, но зато он всё сделал за один день, и ему не придется приезжать в Челябинск еще шесть раз. Для нас это тоже очень непросто: мы идем на то, чтобы из отдаленных районов стараться принимать пациентов по максимуму, чтобы им не приходилось приезжать несколько раз.

Кроме того, ежедневно в поликлинике проходят планирования: от полутора до двух часов специальная комиссия смотрит и отбирает пациентов, на какой вид лечения они пойдут в первую очередь.

Проблема потери карт пациентов в новой поликлинике теперь решена

Чем отличается обследование в поликлинике по месту жительства от обследования в онкополиклинике?

— Разница в том, что наша диагностика уточняющая. Например, пациенту была выполнена бронхоскопия, на которой у пациента было обнаружено новообразование. Но оно расположено в труднодоступном месте, и взять ткань на биопсию специалистам не удалось. Мы это сделаем сами у себя на месте. Конечно, на эндоскопические обследования пациенты записываются на очередь — она составляет не более трех-семи дней, и к ее прохождению нужна подготовка. То же самое относится и к ПЭТ-КТ диагностике, сцинтиграфии, МРТ, КТ и так далее. Все исследования пациенты у нас проходят по полису ОМС.

Как решается вопрос с госпитализацией? Долго ждать?

— Если пациент пришел к нам полностью обследованный на первичном этапе, в положенные сроки, то есть такие отделения, куда он может быть госпитализирован в день первого обращения. Это бывает, к сожалению, не часто, когда пациент полностью готов к госпитализации. В стационаре проводится три вида лечения: хирургическое, химиотерапия и лучевая терапия. Все три вида лечения — достаточно тяжелые, агрессивные, требующие сил и запаса прочности у пациента. Иначе с онкологическим заболеванием справиться невозможно. Поэтому у нас нет экстренной госпитализации, только плановая — все пациенты поступают в стационар в удовлетворительном состоянии, чтобы перенести лечение адекватно. Например, если у пациента из сопутствующих патологий есть сахарный диабет, то пока он не стабилизирует свои «сахара», взять на онколечение мы его не сможем.

Все хотят бороться с раком, но при этом забывают о других, не менее страшных заболеваниях, которые тоже надо лечить и контролировать постоянно. Мы сталкиваемся каждый день с тем, что человек принимает назначенные ему лекарственные препараты не регулярно, на осмотры к лечащему доктору не ходит, диету не соблюдает, общее состояние у него удручающее, а он рвется вылечить рак.

В целом уже при первичном обращении врач нашей онкополиклиники может назначить условный срок госпитализации, чтобы у пациента было время собрать все необходимые анализы и результаты обследований.

Зависит ли от стадии заболевания срок госпитализации или прогноз лечения? Можно ли как-то ускорить этот процесс и надо ли в нем торопиться?

— Стадия заболевания не всегда определяет тяжесть состояния пациента, поэтому ориентироваться на нее обывателю не имеет смысла. Стадийность нужна специалистам для определения тактики лечения, выбора методик и лекарственных средств, не более того. Никакой другой связи нет. Бывают такие локализации, когда на первой стадии заболевания пациент будет в крайне тяжелом состоянии, а на четвертой — будет успешно пролечен и даже излечен полностью.

А бывает, что пациент обращается к вам в таком состоянии, что помочь ему невозможно?

— Больше трети всех случаев — от 30 до 40%, — с которыми мы имеем дело ежедневно, уже запущенные, в состоянии так называемого интоксикационного синдрома. Этот поток разделяется еще на два: одни пациенты после коррекции общего состояния и курса противоинтоксикационной терапии по месту жительства все-таки доходят до этапа лечения, другим помочь уже совсем нечем, только применять симптоматические методы. Для нас, онкологов, эта группа пациентов — самая тяжелая как в плане лечения, так и в плане общения и с самим пациентом, и с его родственниками. Объяснить, почему не назначается лечение, в этой ситуации очень сложно, а порой и просто невозможно.

В помощь пациентам отмечу: если они находятся в стационаре у себя по месту жительства на такого вида противоинтоксикационном лечении, а им потребовалась консультация нашего специалиста, то срываться с места не нужно. В каждой больнице — Бакала, Сатки, Аши или любого другого города области — есть возможность провести электронное консультирование, получить все рекомендации, и лечащий врач должен ею воспользоваться во благо своего пациента. Очень часто по итогам такого консультирования планируется и последующая дата госпитализации в стационар уже онкоцентра. Сами по себе дальние поездки могут просто напросто ухудшить состояние больного и свести на нет все усилия по его лечению, поэтому лучше не рисковать и пользоваться теми благами информатизации, которые есть уже сейчас. Ежедневно нам приходится по нескольку раз вызывать бригады скорой помощи, чтобы госпитализировать пациента в те или иные лечебные учреждения согласно маршрутизации для стабилизации его состояния.

Есть и обратная ситуация, когда доктора с места жительства пациента звонят и просят перенести дату консультации для своего пациента. И такая забота о своем пациенте очень радует. Ответственность должна быть обоюдная: и самого пациента, и его лечащего доктора по месту жительства, и наших специалистов. Тогда и результат будет намного лучше. Огорчает, когда мы советуем вызвать участкового терапевта, чтобы он помог скорректировать состояние, а тот относится к своему онкобольному формально. Иногда курса коррекции в пять-семь дней достаточно, чтобы человек восстановился и вернулся в программу лечения. Бывает, что и сами пациенты обесценивают тот вклад, который вносят врачи по месту жительства в свое состояние, и стремятся во что бы то ни стало попасть именно к нам. Такого тоже не должно быть.

Задача онкологической поликлиники опровергнуть или подтвердить диагноз «рак»
Источник:

Разве такое убеждение не оправдано, что онкобольных лечит только онкоцентр?

— Это убеждение ошибочно, более того, оно мешает больным получить специализированную помощь там, где это и должно быть сделано квалифицировано и с максимальным эффектом. В Челябинской области лечением онкологических заболеваний занимаются порядка 16 медицинских организаций. В первую очередь, это три крупных специализированных диспансера — кроме Челябинска, еще и в Копейске и Магнитогорске, за которыми закреплены свои территории. Специалисты по нашим рекомендациям сами справляются, успешно лечат, и к нам их пациенты не попадают — в этом и нет необходимости.

Кроме того, в крупных больницах есть свои специализированные онкологические отделения, и у пациента, направленного туда на лечение, есть свои преимущества. Например, если у него сахарный диабет, то организовать для него консультацию эндокринолога в многопрофильной больнице проще, чем нам, просто потому, что такой специалист там есть по штату. А у нас он — приходящий в определенные дни.

В одиночку мы бы не смогли справиться с потоком всех пациентов, да и для самих пациентов это было бы не удобно. А так нагрузка распределяется на всех. Это называется госзаказ, и зависит он от коечного фонда больницы.

Фото: Илья Бархатов, Олег Каргаполов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
75
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления