Новое открытие в корне меняет подходы к диагностике и лечению злокачественных новообразований. Если раньше факторами риска считались в основном поведенческие, то теперь достоверно доказано, что рак — это генетическое заболевание.
Около 67 процентов опухолей возникает у человека случайно. Это так называемые драйверные мутации, когда ни с того ни с сего повреждается ген, который переключает здоровую клетку на злокачественный рост. К оставшимся процентам относятся экология, образ жизни, система питания. И пять процентов — наследственность. Если механизм этого переключения будет найден, то человечеству удастся победить рак. Об этих и других вопросах ранней диагностики и качестве лечения онкологических заболеваний и шла речь на всероссийской конференции патоморфологов, которая в эти дни проходит в Челябинске.
— Научные вопросы конференции касаются самого сложного раздела нашей работы — понимания природы опухоли, откуда и как она берется в организме человека, — отмечает один из участников конференции, профессор кафедры общей патологии Казанского медуниверситета, заведующий лабораторией иммуногистохимии Республиканского клинического онкодиспансера Татарстана Семен Петров. — Онкоморфология активно развивается, любые открытия сразу преломляются в отношении лечения опухолей. Морфологические исследования позволяют поставить точный диагноз пациентам и назначить правильное лечение. Если мы откроем механизм, почему клетка решает переключиться на злокачественный рост, вычислим причину драйверных мутаций, то в большинстве случаев мы победим рак.
По словам специалистов, в настоящее время онкология переживает бум так называемых иммуно-терапевтических подходов, которые позволяют либо существенно продлить жизнь, либо излечить пусть пока небольшой процент пациентов, но которые еще недавно были совершенно безнадежны в плане излечения.
— Сейчас проходят исследования, которые изучают возможность сочетания иммунной терапии с различными уже существующими видами цитотоксической терапии, с лучевым воздействием, — рассказал заведующий отделением урологии Российского онкологического научного центра имени Блохина, президент Российского общества онкоурологов, профессор Всеволод Матвеев. — Нельзя думать, что эти подходы показаны всем. Бывают случаи, когда намного эффективнее традиционная цитотоксическая химиотерапия. Бывают случаи, когда эффективнее таргетная терапия и так далее. Ключ к успеху — это лечение в профильном медицинском учреждении у грамотного специалиста. Например, много лет рак яичка является примером потенциально излечиваемого онкологического заболевания. 95% больных, а это, как правило, молодые мужчины в возрасте до 35–40 лет полностью излечиваются даже на IV стадии, даже с метастазами путем комбинированного лечения. Хорошо лечатся детские онкологические заболевания — до 86% детей можно полностью излечить. Иногда это лечение сложное, но того стоит.
Патологическая анатомия — обширная специальность, охватывающая множество областей знания. Онкопатология — одно из ее направлений. Специальных обучающих семинаров по этой теме очень мало. Поэтому подобные крупные конференции — отличный способ для специалистов расширить свои знания, чтобы повысить качество диагностики и оказания медицинской помощи на местах.
— Наша конференция — мультидисциплинарная. Это своеобразная смычка между врачом-клиницистом и врачом-диагностом, — поясняет главный специалист по патологической анатомии Минздрава Челябинской области Глеб Сычугов. — В нашем регионе наблюдается высокая заболеваемость онкологией, поэтому все усилия направлены на решение связанных с ней вопросов. Нам необходимо как можно скорее выработать стратегию улучшения ранней диагностики злокачественных новообразований, чтобы предотвращать развитие рака, ведь на ранних стадиях в 95% случаев он излечим.
Патанатомическая служба существенно ускорила свое развитие. По словам специалистов, если раньше хорошие лаборатории, оснащенные всем необходимым оборудованием, были только в Москве, то сейчас они есть по всей России, во всех регионах, в крупных городах и не очень: и в Казани, и в Челябинске, и вот недавно открылась в Пензе.
— Дают точный диагноз и позволяют правильно выбрать способ лечения. Один имеет свою эффективность и свои ограничения, другой — другие, третий — свои преимущества и недостатки, — добавляет профессор Семен Петров. — И таких областей в онкологии, где патморфологи могут дать врачу информацию, исходя из наших находок — клеток, молекул или поврежденным генов, — и направить в правильное русло становиться все больше. Любое открытие в биологии тут же находит свое применение в медицине и онкологии, поскольку именно здесь очень много нерешенных вопросов и трагедий.
— Современная онкология без морфологических исследований слепа, — подчеркивает академик РАН, главный врач ЧОКЦО и ЯМ, главный онколог Минздрава Челябинской области Андрей Важенин. — Я еще застал времена, когда нам просто давали ответ, есть рак или нет, и мы были довольны. Этот период позади, и вслед за возможностями морфологов расширяются наши возможности. Мы не можем грамотно назначить таргетную терапию, химиотерапию без адекватной оценки природы опухоли. Количество нюансов строения новообразований расширилось невероятно, и наши требования к морфологам возрастают. Морфологи дают нам в руки очень важные инструменты для определения тактики лечения онкобольных.
Помимо обучения, обмена опытом и знаниями, важнейшей задачей конференции станет выработка единых стандартов в патологоанатомии. Кроме того, на площадке форума состоялось итоговое совещание главных специалистов по патологической анатомии субъектов УрФО и Евразийский семинар по онкопатологии, участие в котором приняли иностранные специалисты.
О там, как диагностировать и вылечить рак, читайте в нашем проекте «Онкологический ликбез».
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: пресс-служба ЧОКЦО и ЯМ