Врачи Челябинской областной детской клинической больницы третий месяц выхаживают 11-летнего мальчика, упавшего с крыши девятиэтажки. То, что ребёнок остался жив, врачи называют не иначе как чудом. Но еще больше поражают результаты, которых удалось добиться в восстановлении непростого пациента.
В день трагедии Анна Бундина, как обычно, ждала сына из школы.
— Мы созвонились, Семён сказал, что идёт домой, — вспоминает мама мальчика. — Потом чувствую, его долго нет. Но дозвонилась только через час. Трубку взяла медсестра, сказала: «Ваш ребёнок в больнице, приезжайте». А потом позвонил следователь, он и рассказал, что произошло.
Семёна привезли в больницу в тяжелейшем состоянии.
— Перспектив не было никаких, врачи не обнадёживали. Травмы были очень серьёзные: ушиб головного мозга, перелом руки, обеих голеней, ступни раздроблены, ушиб сердца, лёгких, почек, смещение в позвоночнике, сломан копчик, — перечисляет Анна. — Даже вспоминать боюсь, что мы пережили в те дни. Сына сразу ввели в медикаментозную кому. Неделю врачи стабилизировали его состояние и только потом перевезли в Челябинск.
В детской областной больнице травматологи сразу взяли мальчика в операционную — нужно было сложить все косточки и суставчики так, как было до падения. Все манипуляции хирурги постарались выполнить через небольшие проколы, малоинвазивно, чтобы не добавлять к тяжелому состоянию еще и операционную травму. На обе ноги маленькому пациенту установили аппараты Илизарова, в сломанную руку пришлось поставить специальную пластину.
Еще две недели после операции за жизнь ребёнка боролись реаниматологи. Он находился в коме, за него дышал аппарат.
— Постепенно сына вывели из комы, убрали ИВЛ, но еще пару недель после реанимации он просто лежал, практически не подавая признаков жизни, только открывал глаза, — говорит Анна. — Даже когда ему ставили капельницы, он не реагировал, не чувствовал боли.
Положительные изменения начались после того, как Семена перевели в отделение реабилитации, открывшееся в больнице в конце прошлого года. Ежедневные массажи, ЛФК, физиолечение стали прекрасным подспорьем лекарствам и таблеткам. Специалисты подключили весь арсенал имеющихся средств для спасения мальчика, в том числе новый, единственный в области аппарат для транскраниальной магнитной стимуляции мозга.
— Это метод неинвазивного воздействия на структуры головного мозга с помощью переменного магнитного поля, — объясняет врач-невролог Оксана Розенфельд. — Специальная электрокатушка устанавливается на те центры головного мозга, которые нужно простимулировать — двигательные, речевые, ассоциативные. С помощью программ, которые можно установить на аппарате, происходит сессия, которая состоит из нескольких частот и повторяется через определённое время.
После каждой такой процедуры Семён начинал делать что-то новое, а однажды даже выдернул зонд, через который его кормили, и после этого начал кушать самостоятельно.
За два месяца, проведённых в отделении, мальчик научился сидеть, начал говорить, писать и даже вспомнил таблицу умножения.
Сейчас специалисты приступили к активной разработке конечностей. У Семёна заживает перелом на одной руке, вторая парализована, на ногах аппараты Илизарова, но, чтобы вернуть им движение, мальчик стойко выполняет прописанные ему упражнения.
— Если у него получится сделать их и это увидит его мозг, то движение обязательно будет, — уверен врач-реабилитолог Юрий Корняков. — Восстановление после таких травм всегда очень сложное и длительное, но мы должны заставить мышцы работать.
Специалистам также предстоит вернуть мальчику голос, пока он говорит только шепотом. Связки пострадали из-за длительного нахождения ребёнка на аппарате ИВЛ и зонда, через который больше месяца он получал питание, но это лишь вопрос времени.
— Падение с девятого этажа считается запредельным, таких пациентов до госпитального этапа не довозят. Чудо, что он остался жив, — признался главный детский травматолог региона Олег Стариков. — У ребёнка тяжелейшая высотная травма. Голени и стопы мы ему собрали. С ушибом головного мозга удалось справиться без операции. Первые две недели после выхода из комы он в контакт не вступал, и прогноз был сомнительный. Но детский организм очень пластичный, сейчас наметилась положительная динамика, будем надеяться...
По словам доктора, Семёну еще предстоит очень длительная реабилитация.
— После того, как кости срастутся и снимут аппараты, ему придётся носить ортезы, нужно будет по-новому учиться ходить: новые ноги — новая жизнь, — говорит Олег Стариков.
На этой неделе врачи планируют ненадолго отпустить мальчика домой, где он не был с февраля, а потом направить на очередной этап реабилитации. Семён же пока мечтает приехать домой и обнять свою любимицу — немецкую овчарку Джесси.
— Если бы не врачи, у меня сейчас не было бы сына. Они спасли его, а теперь почти поставили на ноги, — говорит Анна. — За здоровье Семена боролась целая команда: реаниматологи, травматологи, неврологи, реабилитологи, нейрофизиологи. Все они оказались рядом в трудную минуту, и каждому из них я безмерно благодарна.
Травматологам каждый год приходится спасать несколько десятков детей с высотными травмами — малыши выпадают из окон случайно, дети постарше нередко совершают подобный поступок намеренно. Так, в 2016 году врачам детской областной больницы удалось спасти 16-летнюю пациентку, упавшую с высоты пятого этажа. Девушка, которая оказалась беременна, получила множественные переломы. Травматологи сумели поставить ее на ноги и даже сохранить малыша, подробности — в материале 74.ru.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.