38-летняя Полина Самкова потребовала от медицинского центра «Медеор» вернуть деньги, потраченные на обследование. Челябинка утверждает — её специально запугали на первом приёме, предположив страшный диагноз, чтобы она прошла платные обследования. После предъявления претензии клиентке в выплате отказали. Можно ли в таких случаях добиться справедливости — разбирался 74.RU.
Челябинка обратилась в частный медцентр, чтобы проверить щитовидную железу.
— Врач направила меня на УЗИ, так как в анализах был завышен ТТГ (тиреотропный гормон). Пришла, доктор провела обследование и говорит: «Вы знаете, у вас просто огромный узел на щитовидке, почти четыре сантиметра. Все показатели — за рак. Я вам рекомендую незамедлительно обратиться к хирургу и сделать пункцию». Я была в таком шоке, это даже не передать! — вспоминает Полина. — Вышла из кабинета в слезах. Естественно, тут же подошла к администратору и попросила записать меня на приём к эндокринологу. Попала к врачу в тот же день. Она меня осмотрела, подтвердила, что у меня большой узел, назначила кучу обследований и записала на консультацию к хирургу-онкологу. Все анализы нужно было пройти за три дня, без них хирург бы не принял. Естественно, пришлось сдавать их в «Медеоре», потому что в поликлинике я бы не успела.
Через три дня Полина пришла на приём к хирургу на подкосившихся ногах.
— Всё это время я жила в страхе и ужасе. Прихожу к хирургу на пункцию — он меня осмотрел, я ему всё рассказала, потом сделал УЗИ, подал мне салфетку, говорит: «Вытирайтесь». Смотрю, он молчит — пишет и молчит. Думаю, ну всё, пункция уже не нужна, всё совсем плохо. Спрашиваю: «Я жить-то буду?» А он поднимает глаза и отвечает: «Долго и счастливо, вы здоровы», — рассказывает челябинка. — Оказалось, у меня есть узелок, но он меньше сантиметра. По словам врача, с нашей экологией и в моём возрасте это нормально, нужно просто раз в год наблюдаться у эндокринолога. Хирург сказал, что врач УЗИ ошиблась. Представляете!
Пациентка не поверила своему счастью, поэтому обратилась в другую клинику, чтобы перепроверить диагноз, но и там её успокоили.
— Я снова прошла УЗИ, сходила к эндокринологу, сдала все анализы, а потом показала врачу результаты первого УЗИ, — говорит Полина. — Когда она увидела заключение, сказала: «Боже мой, какая грубая ошибка! С таким диагнозом, как вам поставили, люди пешком даже не ходят, у них такое сердцебиение».
Полина решила написать в «Медеор» претензию и потребовать назад деньги, потраченные на обследование.
— Ладно, я молодая, но это был ужасный стресс, а что говорить о пожилых людях? — возмущена она.
Но через несколько дней Полину вызвали в клинику и вручили письменный отказ.
— Ультразвуковое исследование не является диагнозом, — говорится в официальном ответе клиники на претензию. — Диагноз выставляется лечащим врачом на основании жалоб, анамнеза, данных объективного осмотра, лабораторных, инструментальных методов обследования. Назначение обследования было выполнено с учётом требований нормативных актов Минздрава РФ, рекомендаций Российского общества специалистов по опухолям головы и шеи, Ассоциации онкологов России… Центром были выполнены критерии качества по оказанию вам медицинской помощи в полном объёме. Кроме того, стоит заметить, что рекомендуемые обследования могли быть выполнены бесплатно по полису ОМС по месту жительства. Поэтому заявление об оказании некачественной медицинской услуги является необоснованным.
— Я надеялась, что передо мной хотя бы извинятся за некачественное обследование, но вместо этого услышала, что людям со средним доходом не место в «Медеоре», и выставили за дверь. Я оттуда вышла в ещё большем шоке, чем в первый раз, — утверждает челябинка.
После этого разговора Полина отправилась в прокуратуру — решила искать справедливости, но там ей ответили, что разбираться с этим случаем не в их компетенции. Тогда женщина написала жалобу в региональный Минздрав, но из ведомства пришёл ответ, что обращение переслали в другую инстанцию.
— Обращение было перенаправлено в Росздравнадзор, потому что деятельность частных медицинских клиник контролирует эта организация, — объяснили в пресс-службе Министерства здравоохранения.
На днях челябинка получила очередной отказ от чиновников разбираться в её споре с клиникой. В региональном Росздравнадзоре Полине ответили, что по её жалобе оснований для внеплановой проверки в медцентре нет. В ведомстве, конечно, запросили у «Медеора» информацию по оказанию помощи пациентке, но ответ оказался ожидаем.
— Согласно анализу представленной ООО МЦ «Медеор» информации, в отношении вас своевременно, в полном объёме выполнены обязательные требования ведения пациентов, согласно имеющимся стандартам, клиническим рекомендациям и практическим руководствам по диагностике заболеваний, — говорится в ответе Росздравнадзора.
В клинике «Медеор» на запрос корреспондента 74.RU ответили, что не будут комментировать ситуацию с оказанием помощи Полине Самковой.
Единственным вариантом для пациентки добиться компенсации от медцентра остаётся обращение в суд, но, по словам челябинского правозащитника Вячеслава Курилина, шансы невысоки.
— В подобных случаях пишется претензия, в зависимости от того, что ему отвечают, человек решает, идти ему в суд или нет. Но одно дело, когда человек заплатил деньги, а услуга ему не была оказана, и совершенно другое, когда обследования были проведены. Суть в том, что УЗИ — это только один из способов выявления заболевания, наука неточная. Специалист наверняка не выставил диагноз, а написал, что имеется подозрение на заболевание, а в дальнейшем другими способами выявлялось, подтвердится оно или нет. Здесь необходимо доказать, что не нужно было этих мероприятий проводить, — объяснил специалист. — Определить это может только экспертиза, которая назначается судом.
Если эксперт скажет, что обследования были не нужны, можно рассчитывать на возмещение, но если он встанет на сторону медучреждения, расходы на оплату экспертизы лягут на потребителя, а это десятки тысяч рублей.
С какими проблемами сталкиваются челябинцы в частных медцентрах
В феврале в клинике «Парацельс» на улице Доватора пациентке пришлось заплатить за приём в 2,5 раза больше стоимости самого приёма. Написанное на обычном листке название рекомендованного врачом лекарства обошлось девушке в 1300 рублей, эту сумму пришлось заплатить плюсом к стоимости приёма. В клинике в такой схеме не видят ничего предосудительного, но юристы предупреждают — подобные требования незаконны.
В Челябинске появилось множество медицинских центров, которые обзванивают людей и предлагают совершенно бесплатно проверить здоровье. Корреспондент 74.RU сходил на халявную диагностику и узнал, чем лжедоктора завлекают клиентов. Рассказываем, как не попасться на удочку сомнительных специалистов и не ввязаться в кредит.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».