В большинстве случаев позицию человека по отношению к бездомным коротко можно выразить цитатой «Ваших вонючих бомжей нам здесь не хватало». Прохожие шарахаются от маргиналов, чтобы не подцепить какую-нибудь заразу, а официальная медицина часто машет на них рукой. Но только не доктор Катя. Назовём её так по аналогии с доктором Женей, который придумал проект «Другая медицина». Врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной кожно-венерологический диспансер № 3» Екатерина Михеева по специальности — дерматовенеролог, тоже сторонница «Другой медицины» и раз в неделю ведёт приём «на теплотрассе». Вместе с командой волонтёров Екатерина Геннадьевна делает людям улиц перевязки, обрабатывает раны после обморожений, ожогов и ампутации конечностей.
Зачем доктор Катя спасает бродяг? Где берёт силы для потока пациентов в часы приёма в диспансере? Правда ли, что звезду телевизионных новостей узнают на улице? А пары влюблённых, которых врач избавила от венерических заболеваний, настолько ей благодарны, что приглашают на свадьбу? И почему стоит идти к доктору Кате, если у вас клочками выпадают волосы или испортились ногти после гель-лака? Екатерина Михеева честно ответила на эти и другие вопросы.
Doctor Dobr
На заборе — там, куда бригада волонтёров «Другой медицины» приезжает раз в неделю, — написано чёрной краской: Doctor Dobr. Врачи проекта помогают по своему профилю, дают таблетки, а ещё привозят одежду и еду. А если бездомный ждёт спасения в глобальном смысле, вытаскивают его с самого дна: снимают комнату, восстанавливают документы, устраивают на работу.
— Екатерина Геннадьевна, как давно вы решили для себя, что бомжи — точно такие же пациенты и нуждаются в вашей помощи?
— Слово «бомж» мы стараемся не употреблять. Оно оскорбительное. Это бездомные люди, для которых улица стала домом. Про волонтёрский проект «Другая медицина» доктора Жени, Евгения Косовских, я узнала пару лет назад. Сначала помогала перечислениями денежных средств. Потом решила присоединиться к выездным бригадам, чтобы помогать лечить бездомных. Энтузиасты никого не вербуют в свои ряды, всё на добровольных началах. Если у тебя есть стремление, есть искорка — всегда рады любым врачам.
«Если ты работаешь в медицине, ты не должен пропускать все страдания через душу»
— Как семья относится к тому, что вы помогаете бездомным?
— Моему старшему сыну 10 лет. Он в курсе, чем я занимаюсь, потому что к нам домой разные люди приносят вещи и еду для бездомных. Многие из пациентов кожвендиспансера знают о моём участии в проекте «Другая медицина». Говорят: «Мы вас по телевизору видели, можно, мы принесем вам соленья-варенья?» Так вот, как-то мы с ребёнком по пути в магазин встретили бездомного. От них всегда специфический запах. И сын мне сказал: «Мама, фу, как от него воняет». На что я ответила: «Дима, у него нет дома, ему негде помыться». У Димы в кармане была какая-то мелочь. Он пошёл и купил в магазине молока с хлебом и отдал бездомному. Дима был очень доволен тем, что потратил свои личные накопления не на жвачки, а на полезное дело.
— Такая работа эмоционально не выматывает?
— Врач — это не профессия, это образ жизни. Я счастлива от того, что нахожусь на своём месте. Для меня бездомный — это такой же пациент, как все. У нас, у медиков, немного другое мышление. Если ты работаешь в медицине, ты не должен пропускать все страдания через душу. Твоя задача — помочь. Кроме того, мне важно, что я развиваюсь профессионально.
Быть на своём месте
Екатерина Геннадьевна мечтала о профессии врача с самого детства, считала её волшебной, чудесной и запредельной. Дедушка Екатерины Михеевой был судмедэкспертом. Когда доктор Катя была маленькой, любила играть со стеклянными шприцами и пробирками. Взрослые не разрешали трогать дедовы книги с карандашными набросками строения внутренних органов. Когда пришло время выбирать вуз, Екатерина Геннадьевна без колебаний ответила, что пойдёт учиться на доктора, несмотря на то, что было сложно поступить, конкурс составлял 14 человек на место.
— Что помогло поступить?
— Я сказала, что буду стараться. Я старалась. И у меня всё получилось.
— Не пугали тем, что на зарплату врача себя не прокормишь?
— Говорили, но я об этом не думала. Мне было 18 лет. Я просто шла к своей мечте.
Когда выбирала ординатуру, сразу остановилась на дерматовенерологии. Мы уже курсе на втором-третьем определились, кто кем хочет стать. Профессор, который вел у нас ординатуру, предупреждал: «У вас через пять лет будет эмоциональное выгорание». Я уже 13 лет работаю и пока с удовольствием. Сохраняю живой интерес к профессии, человечный подход к каждому пациенту. Хотя бывает, что за приём проходит очень много человек.
— Устаёте?
— Да, я устаю. Вышла, сняла халат, села в машину, закрыла глаза. Пять минут сижу и релаксирую. У меня внутри тепло, радость и удовольствие от осознания того, стольким людям удалось помочь. Я наслаждаюсь тем, что приношу пользу, что во мне нуждаются. Просто я на своем месте. Это моя профессия. Я врач. Отдача от пациентов есть. И приятно, когда к тебе привыкают, хотят работать именно с тобой. В регистратуре всегда предупреждают, что у доктора большая очередь. Но те, кто побывал у меня на приеме однажды, готовы по две недели ждать талона. Если есть возможность, я принимаю по дополнительному талону.
«Врач — это не профессия, это образ жизни. Я счастлива от того, что нахожусь на своём месте»
— Хорошего доктора обычно передают из рук в руки. Это так?
— Да, даже на свадьбы приглашают. Так что хороший врач становится семейным. Я веду приём как по дерматологии, так и по венерологии. Влюбленные пары приходят ко мне со своими венерическими заболеваниями, а потом зовут в гости на свадьбу.
— Ходите?
— Нет. (Улыбается.) Надо чётко разделять: вот работа, а вот личная жизнь.
Сифилис через дверную ручку не передается
В обществе сложился стереотип, что кожвендиспансер — это рассадник заразы, куда ходить страшно, и лучше обходить это место стороной. Вопреки заблуждению как раз здесь меньше всего шансов подцепить инфекцию.
— Это не проклятое место, здесь обычные пациенты. В диспансере проводится постоянная дезинфекция, проветривание, кварцевание, влажная уборка. За годы работы ни разу ни чем от пациентов не заражалась, лечила и чесотку, и микроспорию, и сифилис. Замечу, что сифилис через дверную ручку не передаётся.
«Пациенты ходят ко мне до тех пор, пока я не скажу: "Вы абсолютно здоровы!"»
— Каковы возможности ГБУЗ «Областной кожно-венерологический диспансер № 3»?
— Мы сильны тем, что у нас очень хорошие врачи с богатейшим опытом и глубокими познаниями. У нас регулярно проводятся семинары, конференции, где даётся новая информация, современные схемы лечения. Плюс к очень сильным врачам — мощная техническая база и оснащение. У нас есть современное оборудование. В рамках дерматовенерологии мы можем оказать любую помощь. Если встречаются сложные случаи, консультирует профессор. В связи с экологией и с образом жизни стало очень много стёртых диагнозов. Когда я начинала работать, всё было банально, как в книжке. Открываешь атлас и находишь симптомы пациента точно, как по учебнику. Сейчас, пока пациент до тебя дойдет и пройдет «курс самолечения», формы заболевания стираются, клиника меняется. Стрессы и недосып, а также запущенная стадия дают более тяжелую форму заболевания. Например, с проблемой выпадения волос приходят, когда облысеют совсем. Чем раньше ты пришел к врачу, тем выше шанс в кратчайший срок стать здоровым.
Врач лечит словом
— Какие симптомы не стоит оставлять без внимания и обращаться как можно скорее к дерматовенерологу?
— Выпадение волос — это результат стресса и недостатка витаминов. С выпадением волос нужно обращаться в ГБУЗ «ОКВД № 3» и обязательно долечивать до конца. Пациенты ходят ко мне до тех пор, пока я не скажу: «Вы абсолютно здоровы!». Многие думают, что перхоть и выпадение волос — это к парикмахеру, а изменение ногтевых пластин — к мастеру маникюра. Нет! Некоторые и не догадываются, что эти заболевания лечит дерматолог. Если появились высыпания, это может быть тревожным знаком. Девушки предпочитают замаскировать угревую сыпь тональным кремом, а ее нужно лечить. Однако для борьбы с этим заболеванием есть свой многоступенчатый эффективный алгоритм действий. А также с родинками нужно бежать не к онкологу, а к дерматологу — это его зона ответственности.
«С родинками нужно бежать не к онкологу, а к дерматологу — это его зона ответственности»
— Екатерина Геннадьевна, почему ваши пациенты с разными диагнозами быстро идут на поправку?
— Бывает, что дело не только в плане лечения, а сам по себе визит к врачу становится элементом терапии. Поговоришь с пациентом, скажешь: «Ты умничка, у тебя всё хорошо, продолжай в том же духе», и ему уже становится легче. Ведь врач лечит словом. Это известная истина: «Если ты вышел от врача и тебе не стало легче — это плохой врач». Пациент должен уйти с уверенностью, что он не один, что врач вместе с ним будет бороться с его болезнью до полного выздоровления.
Приём по полису ОМС
Попасть на приём к Екатерине Михеевой, как и к любому другому доктору, может каждый житель региона независимо от его прописки. В ГБУЗ «Областной кожно-венерологический диспансер № 3» нет системы прикрепления пациентов к определённому учреждению, участку или врачу. Штат диспансера, а это высококвалифицированные специалисты — кандидаты медицинских наук, врачи высшей и первой категорий с дополнительными сертификатами по косметологии, микологии, трихологии — обслуживают более 1,5 миллиона жителей Челябинска, Копейска, Коркино и Еманжелинска.
Ежедневный приём ведут 8 поликлиник на разных территориях, обратиться можно в ту, которая находится ближе к вам. ГБУЗ «ОКВД № 3» специализируется на лабораторной диагностике, обследовании и лечении:
кожных заболеваний у взрослых и детей, в том числе угревой болезни;
заболеваний, передающихся половым путем;
заболеваний волос и кожи головы;
заболеваний ногтевых пластин;
удалении доброкачественных новообразований кожи.
Также в структуре диспансера имеется подростковый кабинет профилактики и лечения инфекций, передающихся половым путем.
Чтобы получить талон, не нужно занимать очередь в поликлинику в шесть утра. Записаться к любому из специалистов легко по телефону регистратуры либо прийти и получить талон непосредственно в тот день, когда возникла проблема. В ГБУЗ «ОКВД № 3» вам предложат удобное время приёма, самые современные и эффективные технологии диагностики и лечения заболевания, гарантируя качество и достоверность проводимых исследований. Приём абсолютно бесплатный, доктора оказывают помощь по полису ОМС, сохраняя полную анонимность.
ГБУЗ «Областной кожно-венерологический диспансер № 3»,
Кvd74.ru;
адреса и телефоны поликлиник.