В редакцию 74.RU обратились медсёстры областной клинической больницы № 2, где на днях начнут размещать больных коронавирусом и контактных с ними. Они рассказали, что в медучреждении созданы не самые комфортные (а местами даже опасные) условия для пациентов и персонала, в частности, в палатах нет элементарных удобств. Рассказываем, где и как будут лечить инфекционных пациентов и что на это ответили в Минздраве.
— Больницу перевели в инфекционную, но такое безобразие здесь творится, что у нас нет слов. Палаты переделывают под инфекционные, но на этаже есть всего одна палата с туалетом. Поставили вёдра, две кровати и тумбочки. В некоторые палаты провели раковины и кислород к кроватям, — возмущается одна из медсестёр, проработавшая в ОКБ № 2 несколько десятков лет. — Из палат больным выходить будет нельзя. Пациент лежит в палате 14 дней. Сказали, что у больных будут забирать всё, вплоть до телефонов. Передачки от родных сюда нельзя. Попробуйте примерить на себя эту ситуацию: вы контактный, поступили в палату, лежите с каким-то соседом или соседкой, и у вас вместо туалета ведёрко, душа нет и раковины не во всех палатах. Вы лежите 14 дней, ходите в ведро, которое медсестра выносит всего три раза в день — нам дали указание всего три раза в день заходить в палату. И как вы себя при этом чувствуете? Вчера мы задали этот вопрос руководству. Нам ответили, что мы инфекционная больница, а там при кишечных инфекциях все ходят на горшок. Но там в каждой палате туалет-то есть тем не менее. Как соблюдать гигиену? Женщинам банально не подмыться. На эти вопросы ответа у руководства нет.
По словам персонала, в отделениях больницы, как положено в инфекционном медучреждении, сделали разные входы, но при этом не продумали ряд моментов.
— Мы заходим из чистой зоны в шлюз, потом в грязный бокс, потом опять в этот шлюз, то есть условно мы опять заразились и пошли на выход. Шлюз находится между чистой и грязной зонами. В нём костюм обрабатывается дезсредством, потом мы заходим в специальную комнату, там снимаем костюм и по идее должны через другой выход попасть в чистое помещение. Но так как там технически невозможно сделать никакие перегородки и дверь расширить, то получается, что мы выходим из комнаты, где сняли костюм, обратно в этот шлюз, где в воздухе присутствуют вирус с взвесью дезинфицирующего средства, — рассказывают детали медсёстры. — Дезинфекция в отделениях предусмотрена, про это ничего не можем сказать плохого. Но сотрудникам до сих пор не пришли одноразовые костюмы, и мы до сих пор не знаем, какие они придут. То, что мерили мы, — это противочумные костюмы, которые лежат у нас по 40 лет. Тот, что мы мерили во время тренировок, вообще малярный. Одноразовых костюмов пока нет. Нам сказали, что и их мы будем надевать по несколько раз, то есть один сотрудник выходит со смены, обрабатывает костюм, вешает на плечики, другой приходит на смену и его надевает. И этот костюм, как нам сказали, все будут носить 15 дней. В каких-то методических указаниях такое якобы допускается, но я не думаю, что это допустимо вообще при работе с коронавирусом.
Не лучше, по словам сотрудницы больницы, и ситуация с респираторами для медиков.
— Про респираторы сказали, что их ограниченное количество. Один респиратор на всё время работы для сотрудника. Если он его снял, положил, то, по сути, обратно не имеешь права надеть, — уточняет медсестра. — А если у нас будут лежать подтверждённые больные с коронавирусом, а не просто контактные, то ситуация тем более опасная. При любом заражении сотрудник больницы виноват всегда сам — очки не там снял, нос почесал или ещё что-то.
Медработники говорят, что в такой ситуации готовы писать заявления на увольнение.
— Но ни заявления об уходе, ни заявления на отпуск без содержания у нас не принимают, — утверждает сотрудница ОКБ № 2.
Предать огласке ситуацию в челябинской «Коммунарке» сотрудники решили после недавнего визита в больницу губернатора.
— Когда к нам приезжал Текслер с группой журналистов, естественно, это всё не показали. Мы одного из операторов поймали, предложили в палатах поснимать. Но в новостные выпуски это не вошло. Репортажи все идут на ура — как всё хорошо. Но на деле ситуация не такая позитивная. Представляете, что будет, если у нас кишечная инфекция полезет? — объясняет свою позицию одна из медсестёр.
В распоряжении 74.RU оказалась запись совещания, проходившего 30 марта с главврачом больницы Светланой Михайловой. Во время встречи с сотрудниками руководитель провела инструктаж, как будет построена работа медучреждения в новых условиях.
— Те, кто заходят в красную зону, — 30 человек в родильной зоне и 50 в лечебном корпусе. То есть в сутки нам нужно 80 костюмов. Они друг от друга могут передаваться. В идеальном варианте, конечно, у каждого свой костюм, но идеала такого нет сейчас нигде и ни у кого, — говорит главврач сотрудникам. — Костюм сутки отработал, обработался, повесился на вешалку. Один сотрудник ушёл, другой пришёл, этот костюм взял, свою отметку, что это он его надел, сделал и на сутки пошёл работать. Через 15 дней этот костюм в утиль. Новый костюм достаётся, вешается. С респираторами типа N95 или FFP2 — не знаю, какие нам дадут, — ситуация другая. Респиратор сугубо индивидуальный, но зато он многоразовый. Он может [быть выдан] на всю работу с COVID. Два месяца вы можете в нём ходить, три месяца — как носить будете. Носить их надо аккуратно, и обрабатываются они обычным ультрафиолетом в конце смены. Каждый респиратор человек получил и сразу свою фамилию подписал. В этом респираторе ходить будет только он. Он сутки в нём отработал, после смены снял, в специальной комнате разложили в ряд все подписанные под ультрафиолетовой лампой. Респираторы придётся заменять. Но лучше, чтобы этого не пришлось делать, потому что их нам поставят ровно по счёту количества человек в смену. Можно запачкать его, если близко к больному наклонился. Как сделать защиту респиратора — сверху на него надевается медицинская маска. Она испачкалась — сняли, респиратор останется чистым.
Нам же главврач ОКБ № 2 Светлана Михайлова прокомментировала положение дел в больнице несколько иначе. Прежде всего она подчеркнула, что видео, предоставленное нам, было снято в больнице в начале недели и сейчас там картина уже другая.
— В лечебном корпусе в кратчайшие сроки проведен и продолжает вестись ремонт, произведена перепланировка помещений, проведена система холодного водоснабжения и все палаты на сегодняшний день имеют раковины, — акцентировала руководитель больницы. — Что касается канализации для инфекционных пациентов, особенно с коронавирусом, им нельзя в данном случае пользоваться общей канализацией. Поэтому в специальные емкости собираются все биологические выделения этих пациентов, далее они обеззараживаются, и только потом их можно утилизировать в общую канализацию.
Светлана Михайлова подтвердила, что противочумные костюмы в больнице будут многоразовыми.
— Они рассчитаны на 15 одеваний и не являются индивидуальными. Подбирается индивидуально только типоразмер, — пояснила главврач. — Всего типоразмеров костюмов у нас семь. Врач надевает его поверх своего собственного медицинского костюма. Через 15 использований открывается новый костюм. Если при каких-то условиях костюм пачкается — он заменяется на новый. На сегодняшний день на два месяца работы мы обеспечены противочумными костюмами. То же самое по респираторам — изначально в методических рекомендациях из Москвы говорилось, что респиратор многоразовый, индивидуальный для каждого работника. Сейчас методические рекомендации обновляются каждый день, и нам говорят о том, что он должен меняться каждую смену. У нас респираторов в данный момент более четырёх тысяч штук. Этого хватит для всех. Сами мы ничего не придумываем, есть четкие алгоритмы действий и постановления Минздрава Российской Федерации и Роспотребнадзора, по которым мы работаем.
В этой ситуации встаёт один-единственный вопрос — почему нельзя задействовать под лечение пациентов с коронавирусом специализированную больницу, в которой предусмотрены и отдельные боксы для каждого больного, и все коммуникации. В частности, в Челябинске построен новый корпус противотуберкулёзного диспансера, который до сих пор использовался для здоровых граждан, контактных по коронавирусу. Но в Минздраве говорят, что этот корпус пока держат в запасе.
— Противотуберкулезный диспансер рассматривается как еще один дополнительный центр по приему заболевших COVID-19. На данный момент там находятся под наблюдением врачей здоровые граждане из различных стран, имеющие вид на жительство в России, а также россияне, которые не могут отдельно самоизолироваться. Поэтому все они находятся [там как] в пункте временного размещения на двухнедельном карантине, — прокомментировали в Минздраве.
О том, что ОКБ № 2 в Ленинском районе Челябинска перепрофилируют под пациентов с коронавирусом, стало известно на минувшей неделе. Из больницы выписали всех пациентов и начали срочно готовиться к приёму инфекционных больных.
На этой неделе ОКБ № 2 проинспектировал губернатор. Ему доложили, что в больнице развернули 250 коек, 98 из них — в роддоме, для беременных и рожениц, контактных по коронавирусу и заболевших новой инфекцией.
На утро 2 апреля в Челябинской области подтверждён 21 случай коронавируса, за сутки прирост на одного заболевшего.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU и нашей хронике, которая обновляется в режиме онлайн.
Заболели коронавирусом? Столкнулись с проблемами при получении медицинской помощи? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.