Все городские больницы будут напрямую подчиняться региональному Министерству здравоохранения. Такая система работает почти во всем регионе, в том числе в крупных муниципалитетах — Магнитогорске, Миассе, Златоусте. Грядущие изменения во вторник, 15 декабря, подтвердила 74.RU первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт.
— Это не реформа, это завершение процесса централизации системы управления здравоохранением, начатой в 2018 году, — объяснила заместитель главы региона. — На сегодняшний день только Карталинский район и Челябинск сохраняют муниципальную собственность. Это решение принято совместно с городом, нами создана совместная рабочая группа и согласовывается дорожная карта.
По задумке властей, ликвидация управления позволит совершенствовать работу системы здравоохранения. Но сначала нужно будет внести изменения в нормативные акты, для этого реформу обсудят в Законодательном собрании.
— Переход — не менее полугода, — добавила Ирина Гехт.
Минздраву уже подчиняются крупные больницы Челябинска, например, ОКБ № 2 и 3. Но в городской системе здравоохранения, согласно информации на сайте ведомства, осталось больше двух десятков учреждений: поликлиники, больницы, санатории, станция скорой помощи, городской центр медицинской профилактики, Центр вспомогательных репродуктивных технологий и МАУ «Челябмедтранс». Много лет руководит горздравом Наталья Горлова.
Руководители челябинских больниц и поликлиник весьма настороженно восприняли новость о грядущем упразднении горздрава.
— Если честно, есть определенные риски, — признался главврач одной из крупных многопрофильных больниц. — Управление здравоохранения — это в любом случае та структура, которая обеспечивала координацию работы всех больниц и поликлиник, а Минздрав, он как был, так и останется: при прямом подчинении того тонкого распределения, скорее всего, уже не будет. Естественно, поменяются и финансовые потоки. У нас часто говорят, что город плохо финансируется, приводят в пример областные больницы, но если говорить откровенно, то хорошо финансируются всего несколько областных больниц: ЧОКБ, детская областная, онкодиспансер. А если посмотреть по территориям, то многие центральные районные больницы находятся в гораздо худшем состоянии, чем челябинские.
«Поэтому надеяться, что горздрав уберут и нам куча денег сразу упадет, — не стоит»
Да, у нас иногда возникали сложности из-за межбюджетных трансфертов, но это всего лишь нюанс, могли сдвинуться сроки получения денег, но не объем.
При этом главврачи уверены, что реорганизация скорее отразится на их работе, чем на пациентах.
— Для пациентов ничего не поменяется, изменения коснутся прежде всего руководителей медицинских учреждений и эффективности их работы, — добавил другой главврач. — Главврачи из области не имеют постоянного контакта со своими руководителями, для министра любой главврач — один из сотни. Плюс никакой команды в Минздраве нет, а в горздраве какая-никакая есть, здесь стараются помогать друг другу, хоть как-то. Если надо будет быстро перестроить работу, согласовать с Минздравом это будет очень непросто, это более неповоротливая машина, там куча заместителей, начальников и руководителей начальников…
«Иногда доходит до смешного, из Минздрава могут позвонить три разных начальника и дать противоположные поручения, а главврач должен сделать четвертое»
Да и контроля в горздраве всё равно больше.
Собеседники 74.RU напомнили, что расформировать горздрав в Челябинске грозились последние лет восемь, так что это не спонтанное решение, но сейчас, в пандемию коронавируса, опасаются, что его реализация может добавить суеты, которой и так пока предостаточно.
По вашему мнению, надо отдать городские больницы Челябинска в ведение областного Минздрава?
О том, что управление здравоохранения администрации Челябинска не будут расформировывать минимум до 2020 года и региональный Минздрав пока не готов взять на себя городские больницы, в декабре 2018-го заявил занимавший на тот момент пост министра здравоохранения Сергей Приколотин.
Передача всех южноуральских лечебных учреждений в ведение Минздрава началась еще в начале 2010-х, и, соответственно, все управления здравоохранения в территориях были ликвидированы. Процесс затянулся лишь в Карталах и в Челябинске.