Операцию Ларисе Романовой из Красноармейского района провели специалисты областной клинической больницы. Летом врачи обнаружили у женщины множественную миелому — злокачественную опухоль, которая повреждает костный мозг и кости. Когда появилась возможность сделать пересадку, пациентка не задумываясь согласилась, ведь дома здоровой маму ждет маленькая дочка.
Лариса вспоминает, что заболевание началось внезапно.
— В 51 год я родила девочку. Когда ей было 8 месяцев, мы были на даче, у нас там стройка, я споткнулась и упала. Дочку держала на руках, и так получилось, что она упала на меня, на грудь, — рассказывает женщина. — Заболели ребра, позвоночник, спина, а в один момент я просто не смогла встать с кровати.
Лечить, как обычно, начали остеохондроз, но уколы и блокады не помогали. После полного обследования врачи поставили страшный диагноз — «множественная миелома».
— Я прошла семь курсов химиотерапии, а потом подписала согласие на трансплантацию. Мой врач подала документы в министерство, но пришел отказ, — продолжает пациентка. — А потом позвонила знакомая, с которой мы лежали в больнице, и говорит, что трансплантацию могут делать здесь, в Челябинске. На следующий день утром я стала опять звонить своему доктору. А буквально через два часа звонит Александр Владимирович (Коробкин, заведующий отделением гематологии ЧОКБ. — Прим. ред.) и предлагает трансплантацию. Я Дедом Морозом теперь его зову. Я мечтала об этом, я так этого хотела, что, конечно, согласилась.
Трансплантация стволовых клеток — это не операция в привычном смысле этого слова.
— Мы сделали первую полноценную миелотрансплантацию у больной с множественной миеломой, когда свое кроветворение и иммунная система полностью уничтожены вместе с опухолевыми клетками химиотерапией. И без трансплантации клеток восстановление кроветворения было бы невозможным, — объясняет заведующий отделением гематологии областной больницы, главный внештатный гематолог регионального Минздрава Александр Коробкин. — Технология такая — у пациента достигается ремиссия заболевания, то есть подразумевается, что признаков опухоли у пациента нет. После этого проводится высокодозная химиотерапия и производится сбор клеток, которые вышли из костного мозга в ответ на стимуляцию. Клетки собираются на специальном оборудовании и замораживаются в жидком азоте, в криобанке, который находится в нашем медицинском университете. Потом пациенту дают отдохнуть две-три недели, и наступает сам этап трансплантации, то есть снова проводится высокодозный режим противоопухолевой химиотерапии и вводятся размороженные стволовые клетки.
У Ларисы функция кроветворения восстановилась через две недели. Всё это время она провела в стерильном помещении реанимации под бдительным контролем специалистов. Сейчас врачи уже отпустили ее домой к мужу и дочке.
По оценкам специалистов, в нашем регионе в подобных операциях нуждаются несколько десятков больных ежегодно.
— Если взять только множественную миелому, таких больных каждый год регистрируется около 100 человек в Челябинской области. Примерно процентов 30 — это те люди, которым показана такая операция, — подсчитывает Александр Коробкин. — Помимо множественной миеломы есть еще лимфомы, есть не гематологические заболевания, где аутотрансплантацию клеток костного мозга тоже можно выполнять. Кроме того, хочу сказать, что выполнение аутотрансплантации, когда пациенту пересаживаются его собственные клетки, — это первый шаг к донорским трансплантациям. Это дополнительный большой круг работы — это и острые лейкозы, и злокачественные лимфомы, и другие опухоли.
— Это очень серьезная и очень важная процедура, в которой нуждается определенный круг людей, в основном это пациенты онкологического или онкогематологического профиля, — говорит главврач областной больницы Дмитрий Альтман. — В нашем регионе взрослым такие операции еще не проводились. Недавно первую операцию сделала областная детская больница, а теперь мы выполнили полноценную трансплантацию костного мозга. Мы готовились к этой трансплантации в течение последних нескольких лет, это непростая история, здесь нужен и соответствующий уровень подготовки, и оборудование. Благодаря поддержке правительства Челябинской области было приобретено оборудование, мы подготовили докторов и провели успешную трансплантацию.
В конце прошлого года в Челябинске впервые пересадили стволовые клетки онкобольному ребенку. Трансплантацию сделали 12-летней девочке в областной детской клинической больнице.