За последние пять лет в Челябинской области на уроках умерли четыре школьника. Одна из этих трагедий произошла совсем недавно: 16-летний ученик копейской школы № 7 упал во время беговой разминки на физкультуре. Подростка долго пытались реанимировать, но спасти не смогли. Руководитель образовательного учреждения Людмила Ердакова утверждает, что мальчик проходил в прошлом году медосмотр, отклонений по здоровью у него не выявили. Подобные случаи, когда, на первый взгляд, здоровым школьникам становится плохо посреди урока, периодически происходят и в других городах России. В 2017 году была озвучена страшная цифра — за год в школах страны умерли 211 детей. Тогда к обсуждению этой темы активно подключились и врачи, и депутаты, и родители. Были инициативы сделать медосмотр углубленным, закупить дефибрилляторы, массово начать обучение оказанию первой медпомощи. Как обстоят дела сейчас? Изучаем случай в Копейске и вместе с экспертами сравниваем опыт наших и зарубежных школ.
«Проблем со здоровьем не было»
Урок физкультуры у класса, в котором учился 16-летний Саша (имя изменено. — Прим. ред.), был вторым по счету. Дети начали разминку, как обычно, с пробежки. После двух кругов мальчику стало плохо, он упал, изо рта у него пошла кровь.
— Заниматься физкультурой ему можно было, у него была основная группа здоровья, никаких противопоказаний к занятиям не было. Ребенок был абсолютно здоров. В 2021 году был проведен медицинский осмотр, который не показал никаких проблем у него ни с сердцем, ни других заболеваний не было выявлено, — рассказала в день смерти ребенка исполняющая обязанности директора школы Людмила Ердакова. — Я и у мамы сразу спросила, когда она пришла в школу, были ли какие-то заболевания у него. Она сказала, что нет, всё [было] хорошо.
После того как мальчик упал, учитель физкультуры сразу побежал за школьным медиком. Мужчина не видел раньше падающих на занятии в обморок детей.
В это же время в здании были еще два врача детской поликлиники, которые пришли на медосмотр первоклассников. Они втроем начали оказывать мальчику первую медпомощь. Параллельно вызвали скорую. С момента, как ребенок упал, и до прихода врачей прошло минуты 4–5, до приезда бригады скорой помощи — 9 минут.
Реанимационные мероприятия мальчику проводили почти полтора часа. Сердце ребенка несколько раз начинало работать, но, несмотря на это, спасти его не удалось.
В Министерстве здравоохранения Челябинской области сообщили 74.RU, что за последние пять лет подобных случаев было четыре: один — в 2019 году, два — в 2020-м и еще один — в 2022-м.
— Такие случаи единичны, все они находятся на особом контроле, — заверили в Минздраве.
Весной 2020 года в школе № 33 Магнитогорска на уроке физкультуры умер 17-летний юноша. За две недели до этого в 12-й школе Магнитогорска ученик второго класса умер от остановки сердца.
Как проходят медосмотры школьников
Чаще всего несчастные случаи происходят на уроках физкультуры. Пять лет назад федеральную статистику поднимала глава Минобрнауки Ольга Васильева. По ее словам, только за 2016 год на физкультуре умерло более 200 детей. Минздрав РФ тогда заявил, что необходимо решать проблему путем углубления профилактических медосмотров в школах.
Как они проходят сейчас, 74.RU рассказала заведующая профилактическим отделением челябинской детской поликлиники № 8 Мария Леонова. По ее словам, этот процесс строго регламентирован приказом Минздрава.
— В документе для каждого возраста прописан определенный перечень специалистов и обследований. Каждая медицинская организация формирует график самостоятельно. В возрасте 16 лет проходят педиатра, хирурга, стоматолога, уролога, эндокринолога, невролога, ортопеда, офтальмолога, лора, гинеколога и психиатра. Из лабораторных обследований — общий анализ крови и мочи. ЭКГ проводится в возрасте 15 и 17 лет, — перечислила Мария Леонова. — Если врач замечает какие-то изменения, то потом несовершеннолетнего приглашают на повторный осмотр, назначаются дополнительные лабораторные и инструментальные обследования.
Медосмотр проводят раз в год, а штатные медики должны в школах быть? Родители задаются вопросом: если врача рядом нет, кто окажет помощь ребенку здесь и сейчас, если она потребуется?
По словам первого заместителя министра образования и науки Челябинской области Елены Коузовой, правил или нормативных актов, по которым определяется количество медиков, обслуживающих образовательную организацию, в системе образования нет. Подавляющую часть школ региона обслуживают врачи, приходящие из поликлиник, с ними заключается договор.
На Южном Урале 800 школ, в их штате всего 117 медиков (в основном — в коррекционных школах).
— В школе что требуется от медика? Профилактический осмотр, контроль за проведением вакцинации, контроль за санитарно-эпидемиологическим благополучием. Медицинские манипуляции не осуществляются и не могут осуществляться в школе, — говорит Елена Коузова. — Что касается медосмотров, то их проводят либо в образовательной организации, либо в поликлиниках. Это отлаженный процесс.
«Расшифровка электрокардиограммы — это целая наука»
Член Союза педиатров России, основатель Центра формирования здорового образа жизни Ирина Добрецова подчеркивает: главное — чтобы медосмотр был не профанацией.
— Должен быть качественный уровень проведения диспансеризации. Сделали ЭКГ, что-то не понравилось — назначили исследование с нагрузкой. Расшифровка электрокардиограммы — это целая наука. Есть много различных критериев, которые указывают на то, что надо сделать дополнительное обследование. Не то что посмотрел, все зубцы на месте, и успокоился, — предупреждает Ирина Добрецова. — С другой стороны, родители должны быть более внимательны к здоровью своего ребенка. Если у него были обмороки, какие-то другие предвестники или у кого-то в семье в молодом возрасте были проблемы со здоровьем, нужно глубоко обследовать школьника. В противном случае — да, происходят такие истории. Вроде бы дети проходили все обследования, не имели противопоказаний, а раз — и остановка сердца. Недавно тоже случай был: кто-то подтягивался на турнике. Трагедией всё закончилось.
Врач считает, что в школах в обязательном порядке должны быть дефибрилляторы. Пример США показывает, что это оборудование позволяет спасать жизни детей, если реанимационной бригады нет поблизости.
— Там ЭКГ при плановом обследовании школьникам никто не делает, но у них есть дефибриллятор. Чуть ли не сами родители его покупают, — рассказывает Ирина Добрецова. — Если случается остановка сердца, огромную роль играет именно он. Активную сердечно-легочную реанимацию проводят в первые минуты, если нет ее — больной погибает, а если есть — выживаемость до 80 процентов.
Автоматические наружные дефибрилляторы — тренд во всём мире
Они есть в общественных местах, магазинах, аэропортах, на вокзалах. Руководитель школы первой помощи и спасения на воде «Акваспас» Дмитрий Микрюков утверждает, что применять их может научиться каждый. Но даже если нет таких навыков, потенциальная польза в экстренной ситуации намного превышает потенциальный вред.
— На просторах интернета появилось видео, которое создала одна из петербургских школ: они по таймингу четко разделили происходящее в Копейске и сравнили с аналогичной ситуацией с подростком на уроке физкультуры в США. Там был включен в оказание первой помощи автоматический наружный дефибриллятор, в итоге ребенок выжил, — рассказывает Дмитрий Микрюков. — Использование дефибриллятора давно было предложено сообществом, экспертами по первой помощи. С 2018 года, к сожалению, это предложение зависло в воздухе, на уровне всех инстанций, которые принимают это решение.
По словам уполномоченного по правам ребенка в Татарстане, председателя Центрального совета Национального родительского комитета Ирины Волынец, стоимость дефибриллятора — 100–150 тысяч рублей. Она считает, что в бюджет реально внести эти разовые расходы, учитывая количество школьников и время, которое они проводят в образовательных организациях.
— Возрастает количество заболеваний сердечно-сосудистой системы и смертей в результате внезапной остановки сердца как у взрослых, так и у детей, к сожалению, — говорит Ирина Волынец.
«В России спасают не более 5 процентов таких людей, в Европе — 60 процентов. Чувствуете, какая разница? В 12 раз. Результат — не в нашу пользу»
— И это не потому, что у них на каждом углу врачи, а потому что люди умеют оказывать первую медицинскую помощь — это в порядке вещей. Там невозможно получить квалификацию, устроиться на работу, если ты не сдал нормы, — рассказывает детский омбудсмен.
Ирина Волынец намерена запустить в Татарстане проект по обучению детей оказанию первой медицинской помощи. По словам Елены Коузовой, в Челябинской области такие курсы проводят для учителей. А вот вопрос приобретения дефибрилляторов в регионе пока не стоит на повестке.
Педиатр Ирина Добрецова считает, что систему оказания первой медицинской помощи школьникам нужно развивать на федеральном уровне. И для внедрения обучения, и для закупки оборудования необходимо провести реформу.