
В челябинской областной больнице в понедельник, 31 октября, открыли обновленное отделение для пересадки костного мозга. До конца недели стерильные боксы с ламинированным воздухом должны принять больных с заболеваниями крови.
«Больной находится в полностью стерильной капсуле»
— Эта палата полностью герметична, это термос, — демонстрирует новый больничный бокс генеральный директор Миасского завода медицинского оборудования Виктор Гринь. — Здесь создается физический барьер — это система стеновых конструкций, потолочных конструкций, в палату подается стерильный воздух, который удаляется через специальную систему и перетоком вытесняет воздух из коридора, если заходят люди. Автоматика поддерживает температуру, чистоту, кратность обмена и перепад давления, чтобы сюда ни в коем случае не попала инфекция из внешней среды. Больной находится в полностью стерильной капсуле.

В гематологическом отделении областной больницы обустроили сразу три палаты с особой системой вентиляции. Они отделены от общего коридора предбанником, выполняющим роль дополнительного защитного барьера, оснащены санузлом, функциональными медицинскими кроватями и всеми необходимыми коммуникациями для подключения высокотехнологичного медоборудования. Соответственно, три пациента смогут одновременно проходить сложное лечение, связанное с трансплантацией костного мозга.

Пациентом реже придется ездить в федеральные центры
— Сейчас мы выполняем аутотрансплантации (пересадка собственных стволовых клеток больного. — Прим. ред.) пациентам с множественными миеломами, пациентам с неходжкинскими злокачественными лимфомами, в перспективе готовы выполнять аллогенные трансплантации (пересадка стволовых клеток донора. — Прим. ред.) при острых лейкозах, — отмечает главный гематолог регионального Минздрава, заведующий гематологическим отделением областной больницы Александр Коробкин.

Первую аутотрансплантацию в Челябинске врачи провели в прошлом году, и на данный момент пять пациентов получили шанс на нормальную жизнь, но с запуском новых боксов специалисты рассчитывают выйти на мощность в 30 аутотрансплантаций ежегодно, а в перспективе начать и пересадку донорских стволовых клеток. Это значит, что нашим пациентам реже придется ездить за таким лечением в федеральные центры и помощь станет доступнее.
«Каждый такой блок — очень большая радость»
— Мы сейчас выполняем менее трети от необходимого числа трансплантаций [в России], — констатирует директор НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой Александр Кулагин. — Чуть лучше ситуация у детей, а по взрослым каждый такой блок — очень большая радость. Нам необходимы такие отделения. Задача сейчас состоит в том, чтобы часть трансплантационных технологий транслировать в региональные центры. С Челябинском у нас длительные хорошие связи, дружеские. Ваши пациенты к нам приезжают, и мы надеемся, что постепенно часть из них будет лечиться здесь, на месте. Это очень важно, потому что технология должна быть приближена к пациенту, это намного удобнее, спокойней больному, меньше затрат. И это освобождает от некоторых процедур федеральные центры — у нас, например, делается почти 500 трансплантаций в год, нагрузка очень большая, а нам тоже нужно переключаться на технологии, которые в ближайшее время точно нигде больше выполняться не будут.

Во сколько обошелся пилотный проект
Ремонт гематологического отделения челябинской областной больницы стал пилотным проектом благотворительного фонда семьи Тиньковых, который планирует и дальше помогать развивать отделения трансплантации костного мозга в регионах. В этот раз ремонт обошелся почти в 30 миллионов рублей.
— На данный момент на территории России в год выявляется более 30 тысяч пациентов с раком крови, а при должном развитии диагностики, по мнению экспертов, количество пациентов возрастет на более чем 60 тысяч человек, — говорит программный директор фонда семьи Тиньковых Константин Тихомиров. — 20–30 процентам этих пациентов необходимо провести трансплантацию костного мозга, а при острых лейкозах — до 60 процентов, поэтому востребованность таких отделений очень высока.
В 2020 году российский предприниматель Олег Тиньков объявил о создании семейного благотворительного фонда. Поводом стала личная история бизнесмена, который на протяжении трех последних лет борется с лейкемией. Миссия фонда — создать условия, чтобы каждый пациент с онкогематологическим заболеванием мог получить качественную медпомощь, включая трансплантацию стволовых клеток.
Напомним, ремонт в отделении гематологии ЧОКБ фонд Олега Тинькова начал прошлым летом.
В прошлом году челябинские врачи впервые провели взрослой пациентке с множественной миеломой (злокачественной опухолью, которая повреждает костный мозг и кости) аутотрансплантацию костного мозга, ей пересадили собственные клетки.
В 2020-м в Челябинске впервые пересадили стволовые клетки онкобольному ребенку.
А еще почитайте историю байкера и заводчанина, который стал донором стволовых клеток.