В Челябинской области резко сократилась рождаемость, регион скатился к минимальным за последние 10 лет значениям. А с началом пандемии коронавируса еще и смертность пошла на антирекорд. Смотрим, с какими показателями мы подошли к завершению 2022 года, и обсуждаем их с экспертом по вопросам демографии.
Детей становится всё меньше
Мы заглянули в данные Челябинскстата и напряглись. Если в 2012 году на Южном Урале родилось больше 50 тысяч малышей, то в прошлом их уже было чуть больше 33 тысяч. В этом году, по данным специалистов за 10 месяцев, мы уже недосчитались еще 2 тысяч детей, и это не окончательная цифра, с января по октябрь в регионе появились на свет всего 25 697 детей (по предварительным данным регионального госкомитета по делам ЗАГС, за весь год в Челябинской области появилось на свет 30 516 детей).
Специалисты говорят, что отчасти нынешняя ситуация — родом из 1990-х.
— Конечно, причины однозначно назвать нельзя, но если смотреть данные не за последние 10 лет, а за более длительный период, сравнить показатели за 60, 80, 90-е годы, то мы увидим очевидный спад рождаемости начиная с 1992 года, с момента распада Советского Союза, когда страна погрузилась в кризис, — говорит исполняющая обязанности заведующего кафедрой социальной работы и социологии ЧелГУ Елена Павленко. — Это была та отправная точка, когда рождаемость уже держалась на уровне самых низких значений, не достигая советских показателей. Причина очевидна — это кризисное состояние экономики, ухудшение социально-экономических условий, снижение уровня жизни, обнищание населения.
Есть и другие факторы, повлиявшие на рождаемость, в том числе связанные с урбанизацией.
— Сокращение рождаемости свойственно индустриально развитым странам — и Западной Европе, и Японии, и США. По сути, наш кризис наложился на процесс второго демографического перехода, свойственного для стран, где идет процесс урбанизации, где есть производство, где население в большей части проживает в городах. В городах рождаемость изначально ниже, чем в сельской местности, благодаря тому, что города предоставляют разнообразный досуг, образование, карьерное движение. Возможности реализовать себя, свои карьерные планы и увеличить доход семьи приводят к малодетности, — объясняет специалист. — Но на наш демографический переход наложились социально-экономические причины, поэтому всё вместе дало такой резкий спад рождаемости.
Сейчас малочисленному поколению 1990-х от 25 до 30 лет, и именно они рожают нынешних детей, которых, вероятно, будет еще меньше, чем их родителей. И на это есть еще несколько причин.
— До 90-х годов рождение первого ребенка проходилось в среднем на возраст с 20 до 24 лет. Согласитесь, более молодые люди проще принимают решение о рождении ребенка, это взрослый человек — более рациональный. И если раньше фертильная жизнь могла начаться в 18 лет, и в этом возрасте появлялся первый ребенок, через два-три года — второй. А за последние 10 лет у нас максимум рождений приходится на возраст 25–29 лет, — констатирует Елена Павленко. — Это люди, получившие образование, успевшие поработать, получить какой-то опыт. Отодвигание этого возраста сокращает период рождения детей — если первого ребенка родили в 30 лет, второго — в 35 лет, может быть, человек уже не захочет, потому что накапливается букет болезней, обязательства и другие факторы.
В среднем сейчас на семью приходится всего 1,5 ребенка, то есть один, реже два. Это значит, что современные родители уже не родят столько же детей, сколько их было когда-то в 90-х.
Если же говорить о сегодняшних факторах, влияющих на рождаемость, то ими вполне могут стать объявленная в этом году спецоперация и связанная с ней экономическая нестабильность. Понятно, что их последствий мы пока не ощутили, ведь беременность и рождение ребенка — процесс не сиюминутный, но это может произойти в ближайшие год-два.
— Экономические катаклизмы дают эффект отложенной первой беременности, потому что люди стараются каким-то образом наладить быт, улучшить свое социально-экономическое положение, поэтому они начинают откладывать рождение ребенка на более поздний возраст, скажем, они могли бы родить в 22, а рожают в 27, — объясняет эксперт.
Смертность в ковид и после него
Пандемия коронавируса серьезно выкосила население области в 2020 и 2021 годах. Если до 2019 года смертность в регионе медленно, но верно снижалась, то в 2020-м подскочила с 45 до 55 тысяч умерших за год, а в 2021-м — до 60,5 тысячи. То есть смертность за два года фактически выросла на четверть. Но есть и хорошие новости. В этом году за 10 месяцев умерло 38 тысяч человек — почти на 10 тысяч меньше, чем за 10 месяцев прошлого года.
При этом, по данным Челябинскстата, причины смертей не изменились.
— Смертность последних лет была человека на 3–4 на тысячу жителей больше, но если мы посмотрим по причинам, то на первом месте были не инфекционные болезни, а болезни системы кровообращения — инсульты, инфаркты, всё что с этим связано. Эти же самые болезни были на первом месте и раньше, на них приходится примерно 30% всех случаев смертей, — объясняет Елена Павленко. — Инфекционные болезни не выходят на первый план. Но есть важный нюанс — не так страшны грипп или ковид, как те последствия и вторичные заболевания, которые они вызывают. Возможен такой вариант: пациент с диабетом заболел ковидом, умирает он от обострения диабета, но который обострился на почве ковида. Скорее всего, в заключении о смерти медики просто ориентируются на ключевое заболевание, которое стало решающим фактором.
Если говорить про другие причины смертности, то второе место занимают новообразования, на третьем месте — внешние причины (травмы, отравления, самоубийства, убийства), далее идут болезни органов пищеварения, заболевания органов дыхания, и только на шестой строчке — инфекционные заболевания, на них приходится порядка 2% смертей.
Что касается продолжительности жизни, то за последние два года она тоже упала. Если в 2019 году она в среднем составляла 72 года, то в 2021-м — 69 лет. У мужчин она сократилась на два года — с 67 до 65, у женщин на три — с 77 до 74. Это существенный откат, но он не сопоставим с показателями 10–15-летней давности.
— Еще лет 15 назад продолжительность жизни у мужчин составляла 59 лет, то есть многие не доживали до пенсии. К 2019 году статистика подтянулась, разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин сократился, — отмечает эксперт. — И дело даже не в уровне медицины, она у нас достаточно неплохо развита, дело в культуре заботы о своем здоровье. У нас прекрасные врачи, просто люди зачастую обращаются к ним, когда уже встать не могут.
Чем грозит демографический провал
Естественный прирост населения последний раз был отмечен в Челябинской области в 2015 году, а дальше пошла убыль. Но если в 2016-м естественная убыль населения составляла чуть больше тысячи человек, то в 2021-м — более 27 тысяч. В этом году ситуация немного выправилась за счет сокращения смертности, за 10 месяцев убыль оценивается в 12 345 человек. К чему может привести дальнейшее сокращение населения?
— На самом деле последствия достаточно серьезные. Такая демографическая структура, в которой становится меньше детей и больше пожилых, — это мина замедленного действия, — считает наша собеседница. — Малое количество рожденных детей лет через 20–25 будет давать еще меньшее число детей, это приведет к демографическому кризису. В трудоспособный возраст будет вступать всё меньше трудовых ресурсов, соответственно, возникнет дефицит рабочей силы — небольшое количество работающих должно будет содержать большую армию пенсионеров. Если посмотреть на нашу пенсионную систему, она складывается из отчислений ныне работающих. Получается, нагрузка иждивенцев на работающих станет больше, возникнут проблемы пенсионного обеспечения.
При этом делать ставку на мигрантов — провальный вариант.
— Они работают на себя и содержат свои семьи, всё, что они заработали, они не тратят на территории области, — объясняет специалист. — Они покупают валюту и отправляют домой. Покупкой валюты они роняют рубль, и это двойное влияние — экономика подкашивается.
Похожая демографическая ситуация сейчас и в других регионах страны.
— Челябинская область напоминает Россию в миниатюре: у нас средние по стране показатели, только смертность на одного человека на тысячу больше, но это понятно, мы — экологически неблагополучный регион, отсюда и завышенные цифры, — отмечает Елена Павленко. — Если посмотреть на рождаемость, то в среднем по стране рождается 9,6 новорожденного на тысячу населения, у нас в регионе — 9,7. Конечно, есть регионы, которые в этом плане нас сильно обгоняют: в Тыве, Чеченской Республике, Ингушетии, Дагестане этот показатель выше, но это связано с национальными традициями и сельскохозяйственной специализацией экономики.
Мы не вымрем?
Несмотря на нынешние унылые показатели, прогнозы специалистов на будущее оптимистичны.
— Федеральная служба государственной статистики дала прогноз, он базируется на данных 2019 года и ранее, поэтому не учитывает падения показателей последних лет, отсюда достаточно позитивные прогнозы, — отвечает специалист. — Если, например, в 2021 году рождаемость была 9,7 детей на тысячу населения, то в дальнейшем они прогнозируют сначала сокращение рождаемости до 8 (это будет связано с тем, что небольшое количество детей будет вступать в репродуктивный возраст), но к 2035 году этот показатель выравнивается до 9,3. Смертность сокращается — если в 2021 году 17–18 человек из тысячи умирали, то к 2035 году это будет примерно 12 человек. То есть не всё так плохо.
Напомним, в декабре главный внештатный специалист Минздрава РФ по репродуктивному здоровью женщин Наталья Долгушина заявила, что российским семьям нужно заводить по 3–4 ребенка для преодоления демографических проблем.
А вот прогноз демографа о том, что будет с рождаемостью в стране в ближайшие годы.