60-летняя жительница Снежинска умерла, не дождавшись помощи врачей. По словам родных, Дамира Злоказова несколько раз обращалась за медпомощью после того, как у нее резко разболелась голова, но добиться обследования и госпитализации семья смогла лишь через 10 дней. КТ показало гематому и сдавление головного мозга. Помочь пациентке врачи уже не смогли. Ее дочь уверена, маму можно было спасти, если бы не халатность врачей, и намерена добиваться наказания для них. Что на это говорят чиновники от здравоохранения.
«Лечитесь сами платно»
Проблемы со здоровьем у Дамиры начались 5 сентября.
— У нее была невыносимая головная боль. Она это все пережила дома, потому что у меня как раз у ребенка день рождения был, видимо, она не хотела нас напугать, — вспоминает дочь женщины Наталья. — На следующий день мама пошла к своему терапевту с жалобами на сильную головную боль. Терапевт ей ответила, что это связано с возрастом, что нужно следить за давлением, и предложила выдать препараты от астмы (маминого хронического заболевания). То есть она совершенно не оказала ей никакой помощи. Мама попросила направление к неврологу (а у нас в Снежинске только по направлению можно попасть к узким специалистам), но ей сказали: «Нет, лечитесь сами платно». При том что у мамы есть прописка в нашем городе, есть полис ОМС.
Наталья утверждает, что после этого мама еще несколько раз обращалась в поликлинику.
— Она уходит, головная боль у нее не заканчивается. 10 дней она ходила, ей говорили: «Пейте такие-то таблетки, не помогает — пейте другие», никакие обезболивающие не помогали. Причем обезболивающие ей не назначали, а рекомендовали, то есть это нигде не фиксировалось, — утверждает дочь Дамиры. — Ей говорили: «Обследуйтесь сами, чего вы хотите от нас?»
Дочери записали Дамиру на компьютерную томографию и прием к неврологу в частный центр, но ближайшее свободное окно было лишь на вечер 15 сентября.
— У нас в городе находятся два аппарата КТ, но нам ни разу не дали направление. Мы ходили, мы просили, мы умоляли… Даже платно просили сделать, нам говорили: «Нет». Хотя когда [губернатор Челябинской области] Текслер привез нам его, по всем новостям объявили, что сейчас могут обследовать всех, — возмущена Наталья. — Я настаивала, что, возможно, у нее случился инсульт, кровоизлияние и у нее от этого болит голова, но все говорили: «У вас нет клиники», хотя мама каждый день жаловалась. А как может человек, он же не рентген, как он может увидеть, есть у нее что-то или нет? Ей с каждым днем становилось все хуже и хуже.
«Мозг был смещен уже на два сантиметра»
Когда терпеть боль стало невмоготу, Дамира с дочерью поехали в приемный покой местной больницы.
— 14-го числа я привезла маму в приемный покой. Она уже прямо звонит и плачет, говорит: «Наташа, я больше не могу этого терпеть, мне уже не помогает ни одна таблетка». Нас принимают там со словами: «Ну, куда же мы денемся, ладно уж, проходите», — говорит Наталья. — Приходит терапевт, не прикасаясь к ней ни единым пальцем, не слушая ее, не проверяя сатурацию, не измеряя ей давление, говорит: «Обследуйтесь платно». Я говорю: «Ну, дайте хотя бы направление, пусть ее невролог посмотрит, пожалуйста!». Он пожимает плечами, разворачивается, уходит и оставляет мою маму в лежачем состоянии. Ну, естественно, она как корректная, воспитанная женщина, соскоблилась с этой коечки, и мы поехали домой. Всю ночь я провела с ней, не отходя. Голова у нее так и болела, я так понимаю, уснула она уже от бессилия.
На следующий день были запланированы приемы в частном медцентре, но в 11 утра пришлось вызывать скорую.
— Она говорит: «Все, невыносимо». Скорая приехала, сделали укол анальгетика и уехали, хотя симптомы указывали на то, что у человека постинсультное состояние и ее нужно было доставить в приемный покой и обследовать, — уверена Наталья.
Родственники поехали в приемный покой и добились встречи с заведующей отделением, и та согласилась принять больную.
— В этот момент приехали уже все: приехал мой папа, сестра, тетя. Я уже начала кричать, угрожать прокуратурой, жалобами, полицией, — говорит наша собеседница. — Только после этого вызвали невролога, и она дала направление на КТ. Мы идем на томографию, и там все видно — отек головного мозга и гематома. Но гематома была неопасная, она лежала на оболочке головного мозга, смутил отек, потому что мозг был смещен уже на два сантиметра. Вот вы представляете, с какими болями 10 дней жила моя мама? Как ее футболили от одного врача к другому!
«Просто сломано три судьбы»
Врачи сказали, что нужна срочная операция, сначала планировали отправить пациентку в отделение нейрохирургии в Челябинске, но потом родным объявили, что оперировать все-таки будут в Снежинске.
— Хирург взял ее на операцию, сказал, что эта гематома не внутри мозга, ее сейчас нужно убрать, и все. Маму увозят на операцию — час, два, три. Мы сидим в приемном покое: я, сестра, папа, тетя, — вспоминает Наталья. — После чего мне звонит доктор и говорит, что в процессе операции открылось кровотечение, похоже на то, что лопнул сосуд. Они долго не могли ничего сделать, были на связи с нейрохирургами. Худо-бедно он справляется с этим кровотечением, делают повторный снимок, вроде как, все нормально.
Дамиру перевели в реанимацию.
— Мы как-то немножко успокоились. В понедельник (через три дня) нам говорят, что сделают контрольное КТ, если все хорошо, то во вторник ее уже начнут выводить из искусственной комы. Мы уже готовимся к реабилитации, то есть я уже готова продавать квартиру, машину (ведь это моя мама), находим клинику, — говорит Наталья. — А в понедельник делают КТ, которое показывают, что у нее полное геморрагическое пропитывание всех тканей мозга кровью. Соответственно, или это кровотечение не закрыли должным образом, потому что у нас нет такого оборудования, потому что у нас нет таких специалистов, или потому что у нее опять что-то там произошло.
Утром 24 сентября Наталье сообщили, что ее мама умерла. В справке о смерти говорится, что причиной стало сдавление головного мозга и нетравматическое кровоизлияние.
— Вопрос: зачем нам полис ОМС? Зачем нам бесплатная медицина, где откровенно говорят: «Лечитесь платно»? Платно у нас возможности не было — было бы куда, мы бы, конечно, пошли. Нам не давали направления, нам не давали обследования, нам не давали ровным счетом ничего! Потеряли молодую, активную женщину — мать, бабушку. Сейчас разрушено, просто сломано три судьбы! Моя сестра, ей 40 лет, она с гипертоническим кризом каждую неделю ездит в больницу, у меня — панические атаки, а папа лежит и смотрит в стену. Он прожил с этой женщиной 37 лет. Он до последнего дня называл ее «зайка», «любимая». Просто я не понимаю, сколько еще должно людей умереть, чтобы изменилось отношение!
Сейчас Наталья переживает, что сотрудникам больницы, вовремя не назначившим обследование, смерть пациентки сойдет с рук.
— К хирургам у меня претензий нет, они работали с тем, что есть. Запустили терапевты. Меня пугает, что сейчас врачи говорят, якобы 6-го числа мама приходила за препаратами от астмы. Но она приходила с головной болью. Я боюсь, что это дело замнут, — переживает она.
Что показали проверки в больнице
Наталья решила не оставлять смерть мамы безнаказанной и обратилась в прокуратуру и Росздравнадзор. От последнего она уже получила ответ о том, что в Центральной медико-санитарной части (ЦМСЧ) № 15 проведена внеплановая проверка.
— В результате контрольного мероприятия комиссией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области, с учетом экспертных заключений привлеченных аттестованных экспертов, сделан вывод о нарушении обязательных требований в сфере охраны здоровья граждан РФ при оказании медицинской помощи Злоказовой Д. Г. в ЦМСЧ № 15 ФМБА России. По результатам выявленных нарушений Росздравнадзором по Челябинской области в адрес ЦМСЧ № 15 выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований, — говорится в ответе. — Исполнение предписания остается на контроле территориального органа. Кроме того, результаты и материалы контрольного мероприятия направлены в прокуратуру Челябинской области.
Журналист 74.RU направил запросы в Росздравнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), в ведении которого находится медсанчасть в Снежинске. От первого ведомства мы получили аналогичный ответ тому, что пришел дочери умершей пациентки, а в ФМБА отказались комментировать ситуацию, сославшись на медицинскую тайну.
Кроме того, мы уточнили у надзорного ведомства, готовы ли результаты проверки. Как сообщила старший помощник регионального прокурора Наталья Мамаева, материалы передали в Следственный комитет. В СК результаты проверки пока не комментируют.