— Я 15 лет страдала от болей в области печени, — признается 54-летняя педагог-дефектолог из Донецка Татьяна Панасенко.
Пациентка вспоминает, дома ей назначали обследования и пытались лечить, но потом началась спецоперация, прилеты, уже было не до больниц. Всю серьезность ситуации она осознала только после того, как в прошлом году переехала в Касли — на родину отца и экстренно попала в областную больницу. Анализы показали, что печень в плачевном состоянии.
— У меня открылась язва [желудка], отправили к гастроэнтерологу, на УЗИ, и всё закрутилось. Выявили по анализам крови, что печень у меня не в порядке — был цирроз печени, то есть она уже была неизлечима, плюс еще образовался рак, — рассказывает Татьяна.
По словам врачей, ситуация была практически безвыходной.
— Пациентка давным-давно заразилась хроническим вирусным гепатитом С, который был у нее долгое время, и в исходе этого заболевания у пациентки сформировался цирроз печени — неизлечимое заболевание. И на фоне цирроза у нее также был выявлен гепатоцеллюлярный рак печени, — объясняет руководитель челябинского областного центра трансплантации Александр Полторак. — Это очень частая ситуация, в 80% гепатоцеллюлярный рак печени формируется именно на фоне цирроза печени. И наиболее частая причина цирроза — это как раз хронический вирусный гепатит С. Таких пациентов очень много.
Вылечить рак печени у пациента с циррозом крайне сложно.
— Хирургические вмешательства практически невозможны — печень и так нездорова. И с другой стороны ограничены возможности лекарственной химиотерапии, потому что вся химиотерапия, как правило, влияет на функцию печени. Пациенты с печеночной недостаточностью просто-напросто ее перенести не могут, — объясняет врач.
Единственный вариант — трансплантация печени, но такая операция показана только на начальных стадиях рака. Татьяне повезло, у нее не нашли метастазов, поражение оказалось небольшое. На операцию она решилась без раздумий.
— Я себя утешила тем, что дом я построила, двух детей воспитала, трех внуков дождалась. Все у меня прекрасно. Муж есть. Все есть. Ну, а там как всевышний поддержит. Обязательно буду дальше жить — с таким девизом я жила всю свою жизнь, — говорит пациентка.
Перед операцией пришлось пролечить гепатит С и дождаться донора, благо, пациентам с раком печени трансплантацию проводят в приоритетном порядке, в противном случае они могут не дождаться своей очереди.
Операция шла около 10 часов, все это время над пациенткой «колдовали» не только хирурги, но и врачи-реаниматологи.
— Трансплантации печени — одна из самых сложнейших операций для анестезиолога, потому что сама операция длится как минимум часов 10−12, и за это время есть самый страшный для нас час, когда пациент живет без своей печени, — говорит врач анестезиолог-реаниматолог АиР № 1 ЧОКБ Азамат Денмухаметов. — В этот момент, когда нам приходится протезировать функцию печени, мы вводим огромное количество серьезных препаратов, чтобы поддерживать вообще жизнь пациента. А в данном случае эта патология еще означает, что у пациента истощены резервы в организме, это дополнительно усложняет ситуацию.
Татьяну прооперировали в начале мая, и сейчас она приезжает в больницу только на обследования. Говорит, чувствует себя прекрасно.
— Я 15 лет страдала от боли в области печени, а сейчас я летаю! — признается она. — Мне сейчас хорошо, ничего не болит, состояние отличное. Хочу очень похвалить сотрудников больницы — все здесь очень хорошие, доброжелательные и внимательные. Я такое первый раз встречаю.
Напомним, в начале года в ЧОКБ пересадили донорское сердце работнику птицефермы.