Челябинка Альфия Сидоренко четыре месяца добивается компенсации за положенную её матери-инвалиду коляску. Семья не стала дожидаться проведения закупки Фондом социального страхования (ФСС) и приобрела средство реабилитации сама. Но когда женщина предоставила в ведомство необходимые документы, в выплате ей отказали, сославшись на отсутствие в чеке за коляску слова «прогулочная». В ситуации разбирался 74.ru.
Мама Альфии Сидоренко в начале года перестала ходить. По программе реабилитации для прогулок ей положено инвалидное кресло-коляска. Получить его можно было двумя способами — дождаться проведения ФСС закупки и заключения госконтракта на её поставку, на что потребовалось бы несколько месяцев, либо купить самостоятельно в аптеке, а после подать документы на компенсацию. Так как коляска для прогулок требовалась срочно, Альфия выбрала второй вариант.
Сумма почти в 10 тысяч рублей (во столько обошлась коляска) для семьи внушительная. Из-за болезни мамы Альфия в октябре прошлого года потеряла работу. Её муж получает зарплату, но большая часть уходит на оплату кредита. Дочь ещё учится в школе. И вся семья сейчас фактически живёт на пенсию старушки-инвалида.
Альфия купила инвалидную коляску в марте и сразу же обратилась в региональный ФСС за компенсацией. Но получила отказ.
— Я пришла в ближайшую аптеку, показала программу реабилитации, и мне на выбор предложили две коляски, — рассказала 74.ru Альфия Сидоренко. — В названии одной было слово «прогулочная», а вторая называлась «кресло-коляска с санитарным устройством». От первой она отличалась только креслом — в него было удобно садиться, мама в него не проваливалась. У этой коляски такие же большие колёса, и мы используем её для прогулки. Я предоставила все документы в ФСС, но в апреле получила от них отказ в категоричной форме, потому что в товарном чеке вместо «прогулочная» было написано «кресло-коляска с туалетом». Конечно, я в шоке из-за этого. Мне никто в соцстрахе перед покупкой не объяснял, что в чеке название должно точно соответствовать. Коляска стоила около 10 тысяч рублей. У нас тяжёлая финансовая ситуация, и такие траты для нас существенны.
На сайте производителя в характеристиках к креслу-коляске, которое купила Альфия Сидоренко, говорится, что оно «предназначено для передвижения больных с частичной утратой функций опорно-двигательного аппарата по улице, в стационаре и в домашних условиях». Нет формулировки «прогулочная» в названии и всех остальных товаров этой категории (на сайте их более десятка). Но в описании практически ко всем из них говорится о возможности их использования на улице.
Альфия написала обращение в приёмную президента и через какое-то время получила ответ из федерального Фонда социального страхования. В нём женщине подтвердили, что региональное отделение выплатит ей деньги до 28 июля. Но в начале июля женщина снова получила из челябинского соцстраха отказ.
— Издевательству просто нет предела! Мне сказали, что всё же не могут заплатить из-за названия в чеке, — возмущается Альфия Сидоренко.
В ответах, которые оба раза получала дочь старушки-инвалида, ей разъясняли — работа по заключению госконтрактов на поставку в 2018 году прогулочных кресел-колясок для южноуральских инвалидов ведётся; по результатам торгов после заключения госконтрактов её маму обеспечат необходимым техническим средством реабилитации. Сроки торгов не называли. И тут же уточняли: купить коляску можно самим и получить за неё компенсацию.
— С заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации, рекомендованное индивидуальной программой, женщина не обращалась, — говорится в ответе регионального отделения ФСС от 4 мая за подписью заместителя управляющего Владимира Позднякова. — По заявлению от 17 марта о выплате такой компенсации за техническое средство реабилитации, не рекомендованное индивидуальной программой, территориальное отделение 21 марта направило письменный ответ (отказ).
74.ru обратился за комментарием в челябинское региональное отделение Фонда социального страхования. Сразу после этого c Альфией Сидоренко связалась сотрудница ведомства и подтвердила, что деньги за коляску ей перечислят. Но не до 28 июля, как обещал федеральный ФСС, а к 1 августа. На момент выхода этой публикации средства на счёт женщины ещё не поступили.
— Документы на компенсацию расходов за самостоятельно приобретённую кресло-коляску заявитель подал в челябинское региональное отделение ФСС 28 мая, — прокомментировали 74.ru в пресс-службе ведомства. — В индивидуальной программе реабилитации инвалида прописана нуждаемость в коляске прогулочной. В представленном товарном чеке указано: кресло-коляска с туалетом СА609ВЕ. Ввиду неоднозначности трактовки законодательства проводилась правовая экспертиза представленных документов. Специалист регионального отделения по телефону сообщила заявителю о том, что чек оформлен некорректно, и спросила о возможности заменить товарный чек. Кроме того, в представленных документах был некорректно указан счёт, на который необходимо перечислить компенсацию, а также отсутствовал кассовый чек. 27 июля вынесено положительное решение о возмещении расходов. Компенсация перечислена заявителю в пределах сроков, предусмотренных законодательством.
В региональном соцстрахе подчёркивают — чтобы избежать подобных ситуаций, при покупке средств реабилитации за свой счёт необходимо правильно оформлять чеки. Также при изменении характеристик товара нужно вовремя вносить изменения в индивидуальную программу реабилитации инвалидов. Иначе в выплате компенсации могут отказать из-за другого названия, его размеров и других отличающихся параметров.
— Например, в индивидуальной программе реабилитации инвалида расписываются характеристики подгузников по впитываемости и объёму талии. Если вдруг вы купите средство не своего размера, в компенсации могут отказать, — уточняют в пресс-службе челябинского отделения ФСС. — Нужно также иметь в виду, что размер компенсации может не совпадать с размером затраченных на приобретение средств. По действующему законодательству он не может превышать цены аналогичного изделия или услуги, предоставляемого бесплатно по государственным контрактам. Возмещаются расходы лишь за те средства, которые предусмотрены индивидуальной программой реабилитации инвалида. По действующему законодательству компенсацию за купленные самостоятельно такие средства должны вернуть в течение двух месяцев с момента подачи заявления.
Инвалиды на Южном Урале не раз оказывались в эпицентре скандалов, связанных с поставками технических спецсредств реабилитации. В марте Тракторозаводский райсуд признал виновным в получении взятки и растрате бывшего челябинского министра социальных отношений Олега Бехтерева и предпринимателя Ирину Кем. В 2013–2014 годах чиновник заключил с подконтрольными Кем фирмами госконтракты на поставку подгузников для инвалидов по завышенным ценам и получил за это откат в пять миллионов рублей. Бехтерева приговорили к шести годам лишения свободы условно и штрафу 900 тысяч рублей, Кем — к пяти годам условно и штрафу 800 тысяч. Это решение обжаловала прокуратура. В середине июля облсуд ужесточил наказание бывшему министру, назначив ему семь лет колонии строгого режима и штраф в 10 миллионов рублей.
В ноябре прошлого года антимонопольная служба возбудила дело о ценовом сговоре на госзакупках материалов для протезирования суставов. Но в апреле региональное УФАС прекратило производство, так как в итоге не нашло нарушений закона «О защите конкуренции».
В августе прошлого года закупка ФГУП «Челябинское протезно-ортопедическое предприятие» обернулась уголовным делом о мошенничестве при поставке обуви на 39 миллионов. Подробнее о том, как госпредприятие обувало инвалидов, читайте в материале 74.ru.
Если вы столкнулись с нарушением прав инвалидов, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.