![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Отмена лицензирования в строительстве стала скандальной темой для обсуждения. В тот момент, когда на смену лицензиям должны были прийти саморегулируемые организации, сроки действия лицензий снова продлили. Прежний порядок контроля за работой строительных компаний будет сохранен либо на полгода, либо на полтора.
О продлении системы лицензирования на днях заявил замглавы Минэкономразвития России Андрей Шаронов. Чиновник уточнил, что это связано с отсутствием закона о саморегулируемых организациях в строительной отрасли. Предстоит решить, каким образом строительные компании будут объединяться в СРО. Рассматриваются два варианта: либо компании профилируются по видам строительной деятельности, либо в СРО входят как строители, так и «отделочники». К единому мнению разработчики законопроекта до сих пор не пришли.
В соответствии со ст. 18 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с 1 января 2007 года функции контроля над строительными компаниями должны были взять на себя саморегулируемые организации. Но многие крупные игроки строительного рынка, а также главы профильных ведомств, высказались против нововведения. В августе 2006 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Согласно ему лицензирование было продлено до 1 июля 2007 года. До этого времени остается полтора месяца, но, судя по всему, ни чиновники, ни строители оказались не готовы принять новые правила игры и перейти от лицензирования к самоконтролю.
На Южном Урале, как и в других регионах, объединение строителей в СРО идет достаточно медленными темпами. Самым главным тормозом в этом деле стало то, что правительство России до сих пор не утвердило порядок создания СРО. На сегодняшний день существует только проект этого закона, согласно которому организация должна проявлять законодательные инициативы, иметь в своем составе не менее 100 профессиональных членов, участвовать в разработке строительных и территориальных норм, создать собственный печатный орган.
Прежде чем утвердить порядок создания СРО и решить до конца вопрос с отменой лицензирования в строительстве, некоторые эксперты предлагают не заменять лицензирование саморегулированием, а совмещать обе формы контроля. С этим соглашается руководитель Челябинского филиала Федерального лицензионного центра при Госстрое России Юрий Серов. «И лицензирование, и саморегулируемые организации имеют свои преимущества и недостатки, – говорит Юрий Серов. – Например, для создания СРО нужен компенсационный фонд, который формируется за счет взносов. Размеры взносов организации определяют по-своему. Но даже если размеры фонда составят 30 или 50 миллионов, хватит ли этих денег на тот случай, если какое-либо здание вдруг рухнет? На мой взгляд, желательно перенести сроки отмены лицензирования на полтора года, чтобы можно было учесть все детали работы саморегулируемых организаций».