Товарищество собственников жилья, которое управляет только одним домом, может не лицензироваться. Правда, некоторые из экспертов уверены, что ТСЖ нуждаются в не меньшем контроле, чем управляющие компании. Почему ТСЖ дали послабление, а управляющим конторам – нет, выяснял сайт DomChel.ru.
Напомним, новый закон о лицензировании управляющих компаний призван отстранить от управления домами недобросовестных коммунальщиков. Руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ нескольких многоквартирных домов или жилищных кооперативов должны будут получать от Жилинспекции квалификационный аттестат. Начало выдачи планируется на сентябрь 2014 года. А уже с мая 2015 года управлять многоквартирными домами без документа будет запрещено.
При этом министр строительства и ЖКХ Михаил Мень считает, что лицензирование только даст толчок к развитию однодомовых ТСЖ. «Мое глубокое убеждение, что нужно двигаться в сторону ТСЖ, так как люди сами их создают и сами отвечают за свой дом», – заявил он.
По оценкам экспертов, отказ от лицензирования однодомовых ТСЖ может привести к увеличению их количества. «ТСЖ, созданное жильцами двух домов, рассматривается, согласно законопроекту, как скрытая УК», – уточнил чиновник.
Однако некоторые считают, что ТСЖ не заслужили послаблений. Главный аргумент – товарищества де-факто осуществляют предпринимательскую деятельность и поэтому должны лицензироваться. Впрочем, есть способы обходы этого правила, например ТСЖ нередко нанимает УК, чтобы та непосредственно управляла жилфондом. В случае лицензирования, ТСЖ также может обратиться к помощи прошедшей отбор компании.
Есть и другие причины, по которым однодомовым ТСЖ может понадобиться лицензия. Так, настораживает, что ТСЖ редко имеют надлежащий штат профессиональных сотрудников, чтобы содержать многоквартирный дом. В этом случае между жильцами часты конфликты и иски внутри ТСЖ, и такая форма управления малоэффективна.
«У челябинских ТСЖ не всегда понятная природа, – делится наблюдениями коммунальный омбудсмен Анатолий Вершинин. – Многие ТСЖ созданы управляющими компаниями или товарищества попали под их контроль. Есть схема, когда ТСЖ контролирует расход средств, проведение работ, а УК непосредственно обслуживает дома. Явная проблема для ТСЖ – нехватка профессиональных кадров. Жильцы сами не выполняют функции управленцев, за все отвечает председатель. Но чаще председателем становится заинтересованное лицо, например житель дома, и не факт, что его знание состояния домовых дел сродни профессионализму. Также среди жильцов часта борьба за власть, и тут возможны распри». Однако на практике обещанный контроль не всегда осуществим. «Чаще люди просто не успевают контролировать деятельность ни ТСЖ, ни УК», – резюмирует Анатолий Вершинин.
А между тем жалобы на тех и других одинаковые – плохое содержание домов и придомовых территорий, некачественное обслуживание, неэффективное расходование денежных средств и закрытость информации. Да и в графе «хамство», отмеченной челябинским омбудсменом, сегодня отличились как сотрудники УК, так и сотрудники ТСЖ.
«Из моей практики, знаю, что нарушения в ТСЖ точно такие же, как в УК, – рассказал начальник Челябинского отдела управления Госжилинспеции Минстроя Челябиснкой области Николай Гашков. – Мы даже оцениваем их работу по одним и тем же критериям. Нашей структуре оценивать профессионализм председателей ТСЖ трудно, поскольку мы работаем с нарушениями, однако то, что знание дела влияет на качество обслуживания домов – факт. И поэтому, наверное, непрофессионализм руководителей ТСЖ – главный бич товариществ. Хотя, возможно, есть плюс в том, что ТСЖ объединяет ограниченное количество домов – только те, которые имеют общие коммуникации. Это, как правило, один–два дома. Но пока жалобы на ТСЖ есть».
В 2012 году руководитель ТСЖ «Ленинский 52» обвинялся в том, что использовал деньги, которые жильцы переводили за коммунальные услуги, для собственных целей. По некоторым оценкам, сумма составила около 10 млн руб. В Ульяновске председатель ТСЖ «Микрорайон Свияга-10» обвинялся в нецелевом использовании более 16 млн руб. В Челябинске экс-председатель ТСЖ Калининского района присвоила более 400 тысяч рублей, предназначенных на замену коммуникаций и ремонт кровли домов. За это женщину приговорили к трем годам лишения свободы условно. А в Кыштыме также экс-председатель ТСЖ присвоил 227,2 тысячи рублей, за которые его приговорили к трем годам лишения свободы условно и штрафу в пять тысяч рублей. По России исков в судах по оспариванию создания ТСЖ около 10% от общего количества в этой сфере, все остальное – доля исков к УК.
В ТСЖ уверены, что лицензирование излишне, так как товарищества и так основательно контролируются жильцами. «За нашей деятельностью очень следят жильцы, – делится мнением председатель ТСЖ «Медик» Галина Топычканова. – Собственник может запросить всю информацию и документацию, и мы обязаны ему предоставить. Поэтому, на мой взгляд, лицензирование не нужно. И что оно дает? Если это недобросовестная УК, то как она работала, так и продолжит работать. И потом, откуда будут браться деньги на лицензию? Ведь наверняка она будет стоить не 100 и не 200 рублей, выходит, что это будут деньги жильцов. То есть те деньги, которые УК могла бы потратить на содержание дома».
Но пока в ТСЖ не чувствуют, что организоваться и работать стало легче – скорее, наоборот. «В ТСЖ сложнее работать, чем в УК, – резюмирует Галина Топычканова. – Гиперконтроль и организация бесконечных собраний тормозят работу, поэтому число ТСЖ растет не очень активно. А если еще и лицензирование введут, то для многих это станет непреодолимым барьером».
По подсчетам Мосжилинспекции, количество ТСЖ, работающих на рынке, активно сокращается. Так, в 2012 году количество товариществ собственников жилья в Москве сократилось с восьми тыс. до 4,3 тыс. В ходе проверок Мосжилинспекции выяснилось, что данные ТСЖ не соответствовали законодательным нормам или были фиктивными.