Европейские санкции вряд ли навредят российским строителям. К таким выводам пришел российский Минстрой. Но не исключено, что застройщикам придется замещать импортное сырье и оборудование российским и китайским. Как в этой ситуации поведет себя челябинский строительный рынок, выяснял сайт DomChel.ru.
Минстрой РФ не видит проблем с возможным ограничением поставок импортных стройматериалов в Россию – отечественной продукции достаточно для обеспечения строительства жилья экономкласса. Об этом в ходе 16-й строительной недели Московской области сообщил министр ведомства Михаил Мень, пишет РИА «Новости».
«Что касается жилья экономкласса, то мы не ощущаем каких-то проблем», – отметил чиновник. По его словам, в РФ достаточно разработчиков нерудных материалов. «У нас делают и газобетон, и пенобетон, и вентилируемые фасады. Мы не чувствуем серьезных рисков, хотя, конечно, подводные камни могут быть», – говорит Мень.
Однако, по его мнению, санкции могут наложить отпечаток на жилье бизнес-класса, где есть некоторая импортозависимость.
Строительные антисанкции
В Челябинске к санкциям в отношении России относятся спокойно. Местные эксперты считают, что роль импорта в местной строительной индустрии невелика. «Что касается основных тяжелых материалов, таких как щебень, песок, цемент, их производных – кирпича, железобетона, газо- и пеноблоков, то это все наше. Здесь мы независимы, – говорит гендиректор СРО «Союз строителей Южного Урала и Сибири» Юрий Десятков. – Импорт используется в основном в отделке, например в пластиковых окнах, где есть иностранные комплектующие, в основном германские. Они используются в жилье более высокого класса, так как по качеству несколько лучше – более энергоэффективны и долговечны. Если их не станет, китайская продукция быстро заполнит нишу, но может пострадать качество».
В то же время не надо списывать со счетов и российскую продукцию, а здесь есть чем похвастать. «Сегодня на стройке российских пластиковых окон, если уж мы о них заговорили, используется не меньше, чем тех же китайских, – добавляет Юрий Десятков. – Что касается бизнес-класса, то в Челябинске много заводов, которые производят деревянные многослойные конструкции – то, что сейчас и ставят в жилье высокого сегмента, – пластик там не используется давно. Но пока спрос на них не высок, есть шанс исправить ситуацию».
Что касается отделки экономкласса, то, по словам собеседника, все акулы массовой стройки в Челябинске уже давно используют только российские материалы, начиная от кафеля и заканчивая ламинатом. На вопрос, почему наша массовая отделка качественно пока все же уступает европейской за ту же цену, Юрий Десятков предположил, что в какой-то период из-за рубежа нахлынули иностранные материалы, и местные производители не успели перестроиться но новый ассортимент и стандарты качества. А потребитель пошел по пути наименьшего сопротивления. «Сейчас наши производители и дизайнеры начнут отыгрывать на том, в чем сильны, то есть на натуральных материалах, – говорит Юрий Десятков. – Например, у нас лучший в мире камень».
Импортозамещение должно подстегнуть заводы на переход в другие профили. «Останавливать заводы, естественно, никто не будет. А наиболее прозорливые уже подстраховались и с начала года, когда началась практика санкций, позаботились об импортозамещении. Например, Миасский завод поставил свои плавильные печи и уже самостоятельно выпускает запчасти», – резюмировал собеседник.
Застройщики также не расстроились из-за новых санкций в отношении российских сегментов. Так, директор СК «Никс» Андрей Серсков полагает, что у европейских материалов достаточно российских и китайских аналогов. В компании «Полистиролбетон-Центр» рассказали, что в случае с сырьем импортозависимость действительно минимальна. «Если говорить о коттеджном строительстве, то комплектующие для домов у нас российские и китайские, – говорит директор компании «Полистиролбетон-Центр» Евгений Смолин. – Из импортного используются олифа, краски, жидкая штукатурка, но все они замещаемы. А с финансовой точки зрения, российские предложения даже дешевле».
Однако, если говорить об оборудовании, используемом на стройках, тут полноценных российских аналогов пока не существует. «Если санкции коснутся спецоборудования, то это уже ощутимо, – говорит Евгений Смолин. – Строительный рынок может ощутить серьезную нехватку, так как российских аналогов нет, последние пока уступают в качестве. Но пока нет проблемы в том, чтобы купить те же героторные насосы в Германии или редукторы для смесителей в Италии. Хотя в случае острой необходимости и их можно заменить».
Банковский вопрос
На совещании в Минстрое обсуждался и вопрос кредитования российских застройщиков иностранными банками. Напомним, Евросоюз и США с 1 августа ограничили доступ ряда российских банков к рынкам капитала ЕС. В частности, Евросоюз запрещает своим инвесторам покупать акции и облигации российских госбанков – ВТБ, «Банка Москвы» и «Россельхозбанка».
Отвечая на вопрос журналистов, не приведет ли введение санкций и запрета на кредитование в зарубежных банках к снижению темпов ввода жилья и банкротству некоторых компаний, Михаил Мень ответил, что министерство понимает риски. И уже предлагает использовать АИЖК для помощи застройщикам.
«Мы понимаем, что такие риски существуют на сегодняшний день, и наш основной механизм – это Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию, которое работает в том числе и на программу «Жилье для российской семьи», – сказал Мень.
Помогать будут прежде всего в кредитовании на прокладку инженерии, внешних сетей. «Я не сторонник того, чтобы точечно поддерживать какие-то компании. Это не совсем правильно», – сказал министр.
Уместной, по его мнению, будет поддержка программы по инженерии через механизмы АИЖК, которое будет выкупать построенные внешние сети с дальнейшей передачей ресурсоснабжающим организациям по договору концессии.
Юрий Десятков считает, что пока кредитоваться в иностранных банках было выгоднее, так как процентная ставка там ниже. В то время, как кредиты, выдаваемые российскими банками застройщикам на долгий срок, обременены высоким процентом, а коротких денег для стройки недостаточно. В этом случае выход виден только в снижении предела ставки. Если же понижения его не произойдет, то высокий процент российских банков напрямую скажется на затратах строителей и, следовательно, на цене жилья.