Счастливой и комфортной жизни челябинцев мешают заводы. Но перенести их подальше от жилья пока не получается. Владельцы предприятий предпочитают не думать о переезде во избежание дополнительных хлопот и расходов, а власти опасаются сложных законодательных препятствий. К тому же сами жители не уверены, что останутся в городе, а не потянутся за стабильным источником дохода на окраину. Возможен ли чистый и красивый мегаполис без дымящихся труб? Вопрос редевелопмента, пока больше напоминающий замкнутый круг, обсудили в Челябинске 5 августа в рамках круглого стола.
Обсуждение непростого вопроса началось с констатации фактов: в Челябинске простаивают без дела огромные территории. Это бывшие заводы, действующие, но малоэффективные предприятия, зараженные или просто заброшенные зоны. Все они могли бы приносить пользу городу – здесь можно построить красивые жилые кварталы, возвести новые бизнес-центры, торговые и развлекательные комплексы. В конце концов дать депрессивной территории время на реабилитацию и разбить на месте бывшей дымящей трубы сквер. Масштабы и перспективность идеи наглядно продемонстрировал управляющий партнер компании Development Pro Вахтанг Чикаберидзе. Серые и коричневые места на показанной карте – это территории, пригодные для редевелопмента или, проще говоря, переделки. По словам эксперта, там можно создать все условия для комфортного проживания людей. «Городу необходимы изменения. Челябинск строился не для себя, не для жизни, а для благополучия страны. Изначально это были несколько деревень, расположенных вокруг заводов. Это время прошло, и городу пора подумать о своих жителях. Безжизненные и серые территории занимают огромную часть Челябинска, при этом заражая и прилегающие территории. Они начинают терять экономическую выгоду и свое население», – обозначил остроту проблемы Вахтанг Чикаберидзе.
В современном девелопменте развитие пустующих территорий принято определять терминами brownfield и greenfield. В первом случае речь идет о переделке бывших промышленных земель (территорий заводов, цехов и складов), второй термин определяет создание новой жилой или деловой среды на месте, которое ранее не подвергалось застройке. Это заброшенные сады, парки, поля и пр.
Эксперт общественной палаты Челябинской области, член общественного Совета при Минстрое Челябинской области Андрей Бодрягин в свою очередь обратил внимание на необходимость не только осваивать простаивающие земли Челябинска, но и пытаться очистить город от действующих, но загрязняющих его предприятий. «Понятно, что театральной столицей нам уже не стать, да и не надо. Развитие города и впредь должно быть тесно связано с индустрией – металлургией и машиностроением. Но и миллиону с лишним человек довольно уже жить в экстремальных условиях. Дней с неблагоприятной и порой опасной экологической обстановкой становится все больше, это симптом», – прокомментировал общественник, поддерживающий идею создания промышленных кластеров за пределами города. По его словам, действующие заводы можно было бы перенести туда, а на их месте построить комфортные дома и полезные торговые центры.
Звучит красиво и по-европейски, на деле же процесс редевелопмента оказывается трудновыполнимым. Первые конкретные вопросы у сторон возникают уже в ходе круглого стола. «Допустим, я хочу инвестировать в освободившиеся территории, но как я определю площадку? – обращается к участникам заглянувший на форум генеральный директор Milestone Development Григорий Чурбаков. – Я же не могу заходить к каждому директору завода с предложением: «А не хотите ли вы переехать?». Конечно, мне проще пойти с табличкой на аукцион и выкупить право аренды на предлагаемые мэрией участки».
Встречный вопрос не заставил себя ждать. «Мы хотим развиваться, – рассказал представитель челябинского завода «Оргстекло» Алексей Карпов, представившийся учредителем. – Но здание находится в центре города, да еще и в водоохранной зоне. Мы рассмотрели бы проекты по переносу производства, но куда обращаться? Что нужно сделать и сколько времени это займет?»
Примеры успешного редевелопмента в Челябинске:
– радиозавод «Полет» превратился в жилой комплекс «Лесопарковый»;
– в здании бывшей ткацкой фабрики разместился ТРЦ «Фиеста»;
– завод «Калибр» стал одноименным торговым центром;
– часовой завод «Молния» превратился в ТРЦ «Куба»;
– завод «Строммашина» перестроен в ТРК «Горки»;
– Челябинская мебельная фабрика стала ТЦ «Мебель на Мебельной»;
– Челябинская табачная фабрика переделана под ночные клубы и рестораны.
Все эти вопросы в виду отсутствия представителей мэрии, приглашенных к участию, но так и не прибывших на круглый стол, посыпались на председателя Челябинского регионального отделения Союза архитекторов России Сергея Якобюка. По его словам, для такого переезда помимо согласия владельцев промпредприятия и девелопера потребуются серьезные корректировки градостроительной документации. Необходимо изменить категорию земель и зонирование, затем представить добротную и экономически обоснованную концепцию проекта. «На это может уйти разное количество времени – зависит от вашей заинтересованности. Готовы ли вы в каждом кабинете повторять, для чего это нужно? Возможно, что на этой уйдет чуть больше года. А возможно, что и никогда не произойдет», – не стал обнадеживать собравшихся Сергей Якобюк.
Архитектор поднял еще один важный вопрос редевелопмента: а что будет с рабочими местами в случае переезда крупного предприятия? Согласятся ли сотрудники ежедневно проделывать многокилометровый путь от дома до работы и обратно? Пожелают ли сменить место жительства квалифицированные кадры и перебраться поближе к заводу, или же предприятие потеряет ценных сотрудников? Председатель комитета по промышленной политике ЧРО «Опора России» Денис Константинов привел позитивный пример с челябинским электротехническим заводом «Консталин». Работники сменили место жительства, переехав вслед за предприятием с АМЗ на северо-запад. Андрей Бодрягин вспомнил об одном екатеринбургском предприятии, руководство которого сначала обеспечило своих сотрудников бесплатным трансфером до места работы, а сейчас и вовсе задумалось о строительстве рабочего поселка.
Заинтересовать же самих промышленников в переезде предлагают возможностью сэкономить. «Кадастровая стоимость земли в промзоне в центре города равна 4000 рублей за квадратный метр, – поделился цифрами Денис Константинов. – В близлежащих к Челябинску поселках она ниже всего на 5%. Это несправедливо. Существенное увеличение арендной платы для городских предприятий, загрязняющих воздух, приведет к тому, что они сами захотят переехать».
И пока власти разбираются в законах, заводчане сомневаются в своей выгоде, коммерсанты полны инициативности. «На днях КУиЗО проводило очередной земельный аукцион. Один из лотов собрал 15 претендентов. Арендная плата на него в ходе торгов возросла в 20 раз. Это говорит о том, что у девелоперов интерес и возможности есть. Если бы была отдельная площадка для обсуждения вопросов редевелопмента, то дело бы сдвинулось», – подвел итог обсуждению Григорий Чурбаков.
Фото: Фото Анны Казаковой предоставлены Союзом предприятий стройиндустрии южного Урала и с сайта Shutterstock.com и