В редакцию 74.RU обратился житель города Алексей, к знакомым которого пришли сотрудники фирмы, работающей под брендом «Континенталь». По словам мужчины, они убедили пожилую пару, что стёкла вот-вот выпадут, сняли с окон всю фурнитуру, выставили счёт в пять тысяч рублей и заставили подписать договор. Чтобы заменить детали, мастера потребовали ещё более крупную сумму, но тут подключились родственники пенсионеров. Позже нашлись и другие люди, заявившие о том, что их близкие пострадали от этой организации. Как комментируют претензии клиентов в самой компании и что думает о ситуации юрист — в нашем материале.
«Сказали, что окно в квартире рухнет с минуты на минуту»
— У моей подруги, которая живёт в Москве, есть пожилые родители в Челябинске, — рассказал Алексей. — Сначала им начали звонить из компании «Континенталь» по телефону и предлагать свои услуги. Бабушка каждый раз отказывалась. А потом они пришли — без предупреждения. Дома был муж, который перенёс тяжёлую операцию на сердце и буквально недавно был выписан из больницы. Он открыл этим мошенникам дверь. Они начали ему показывать видео, где падают створки, фотографии детей с разбитыми головами, и сказали, что окно в квартире рухнет с минуты на минуту.
По словам мужчины, в этот момент пришла бабушка, она стала выгонять посетителей, но те попросили её сходить за ватной палочкой — якобы для того, чтобы провести какой-то тест. Как говорит Алексей, пока пенсионерки не было, сотрудники «Континенталя» сняли с окна всю фурнитуру, а после этого пожилой женщине пришлось подписать договор и отдать предоплату — пять тысяч рублей. После этого мастера уехали, но предупредили: придётся заплатить ещё 8 тысяч, чтобы они всё восстановили, утверждает собеседник 74.RU.
— Меня попросили разобраться в ситуации, — поделился Алексей. — Я подъехал, начал общаться с этими людьми. Они сказали, мол, фурнитуру купили уже, и это обязательно нужно покрыть расходы, иначе они нас засудят. Мы тут же написали заявление о расторжении договора, вызвали мастера из другой компании. Он всё сделал за 500 рублей и сказал, что с окнами всё в порядке.
Пенсионерка обратилась в отдел полиции в Ленинском районе. В пресс-службе управления МВД по Челябинску подтвердили этот факт.
— Заявление зарегистрировано. Проводится проверка, — сообщили в ведомстве.
«У нас много довольных клиентов»
Мы связались с самой компанией «Континенталь» по телефонам, указанным в открытых источниках. Мужчина, поднявший трубку, представился директором Денисом, но фамилию свою называть отказался. Он заявил, что ни о каком навязывании услуг и мошенничестве речи не идёт
— С клиентом был заключён договор. Подписывал кто договор? Клиент? Значит, он дал своё согласие, — прокомментировал ситуацию представитель фирмы. — Представитель заказчика не может ничего утверждать, потому что, когда заключался договор, его рядом не было, а вот придумать, соврать он может всё что угодно. Он пришёл, не представился, заказчик сидел у него в машине. Я сказал: «С вами разговоров никаких не будет, ни доверенности, ничего нет». Он завёл заказчика и не давал ей вставить ни слова: «Скажите то, скажите это, скажите пятое, скажите десятое».
Под брендом «Континенталь» в Челябинске работает ИП Людмила Бондарева, зарегистрированная в Омске в ноябре 2019 года. По данным ЕГРЮЛ, основной вид деятельности предпринимателя — розничная торговля металлическими и неметаллическими конструкциями в специализированных магазинах. Также бизнесмен выполняет оконные, плотничные, строительно-монтажные работы, занимается уборкой зданий.
По версии Дениса, раньше никаких претензий к компании никто не предъявлял. Меж тем на популярных сервисах опубликован ряд негативных отзывов о работе «Континенталя». Содержание у всех примерно одно:
— Навязывают услуги (которые не нужны) по космическим ценам. Наживаются на пенсионерах и доверчивых гражданах!
Представитель компании объяснил обилие подобных комментариев происками конкурентов и подчеркнул, что у них «много довольных клиентов».
«Бабушка сняла эти деньги и вручила им»
Мы связались с челябинкой Анастасией, которая предложила объединиться всем, кто считает себя пострадавшим от «Континенталя», и оставила свой мобильный телефон. Девушка рассказала, что сотрудники фирмы наведались к 82-летней бабушке её молодого человека.
— Мой молодой человек случайно увидел какую-то бумажку, посмотрел, а там было написано, что это контракт на ремонт окон, — поделилась Анастасия. — У нашей бабушки есть признаки деменции — она всё забывает, плюс она человек доверчивый — её очень легко ввести в заблуждение. Выяснилось, что приходили мальчики какие-то, сказали, что всё плохо — надо менять фурнитуру, и за всё это они попросили 18 тысяч. Бабушка пошла, сняла эти деньги со своей сберкнижки и вручила им.
Женщина подписала контракт, представители компании уехали и пообещали, что скоро прибудет мастер и всё наладит. Родственники сразу начали звонить, выяснять, можно ли отказаться от услуг, назвали номер договора, паспортные данные заказчика, но им сказали: «Это кто угодно может звонить и отказываться, мы вас слушать не будем, мастер всё равно приедет».
Когда внук пенсионерки приехал в офис «Континенталя» на Энгельса, 52, там его встретил замдиректора фирмы с юристом. Они объяснили молодому человеку, что по договору могут вернуть деньги за работу — это 10% от общей стоимости — и фурнитуру.
— В итоге мастер приехал, поставил фурнитуру, и при этом сам сказал, что компания нечистая — проще таким дверь не открывать, — поделилась Анастасия. — Суть в том, что это был уже не первый визит сотрудников «Континенталя». Мы первый раз увидели прайс, хотели отказаться, но они нас убедили, что окна вот-вот разрушатся. Второй раз бабуля им отдала около 20 тысяч. Мы тоже ругались, просили больше не приходить.
Близкие пожилой челябинки не стали писать заявления в правоохранительные органы. Как объяснила собеседница нашего издания, и юристы, и второй внук пенсионерки, работающий в полиции, признали, что состава преступления здесь нет.
Корреспондент 74.RU ещё раз позвонил представителю «Континенталя» Денису и попросил прокомментировать ситуацию, но тот отказался делать это по телефону.
Что говорит юрист
Руководитель антикризисного центра «Советник» Вячеслав Курилин признал, что доказать обман в подобных случаях очень тяжело, но шансы, пусть и небольшие, всё равно есть.
— Проблема заключается в том, что, несмотря на то, что это пожилые люди, они дееспособные, — объяснил юрист. — Они заключают сделки, сами подписывают все документы. Откровенно сложно ссылаться в суде на то, что человек не понимал ситуации, но в данном случае имеются признаки того, что это может быть мошенничеством. Я считаю, что правоохранительные органы должны проверять данные факты.
По словам Вячеслава Курилина, у фирм, работающих по «космическому» прайсу, расчёт всегда идёт на моральные качества людей. Они делают что-то, потом объявляют, что за это придётся заплатить крупную сумму, и пенсионерам, как правило, неудобно отказать.
— Пожилым нужно понимать, что «нет» говорить нормально, — посоветовал эксперт. — И ещё в таких ситуациях лучше пригласить детей или внуков до оплаты услуг. Люди средних лет, молодёжь уже в курсе такой работы. Они приедут, и разговор будет закончен.
А вот к стоимости услуг, отметил юрист, придраться вряд ли получится.
— С точки зрения цены логика такая: в этом магазине хлеб стоит одних денег, а в другом он может быть в два раза дороже, — добавил руководитель антикризисного центра «Советник». — Но это не значит, что человек, купивший хлеб по более высокой цене, может через два часа прийти и сказать: «Что-то вы мне слишком дорого его продали, верните деньги, я пойду в другой». Обывательская логика «это слишком дорого» — она понятна, но, на самом деле, в суде эти доводы не работают.
Хотите рассказать? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 932 300–00–74. Телефон службы новостей 700–00–74.