Эта история из серии «никто вас не просил рожать». Жители поселков Октябрьского и Канашево недалеко от Копейска замерзали еще с конца 90-х годов: отопление старых домов попросту вышло из строя. Решать проблему в корне власти отказались, и тогда жители взяли ситуацию в свои руки: кто-то установил электрообогреватели, большинство — газовые котлы. А затем, уже в наше время, им вдруг стали приходить космические счета за отопление — суммы долгов измеряются десятками тысяч. «Никто вас не просил утепляться» — примерно такова позиция коммунальщиков. Как так вышло и что делать, разбирался 74.RU.
Меня встречает Сергей Горшенин, один из попавших в этот коммунальный замес. В обычной жизни он — врач общей практики и уже много месяцев работает на ковидной передовой. Говорит, особенно тяжело было в октябре — ноябре, а сейчас, после праздников, чувствуется некоторое затишье — нашлось вот время возобновить войну с коммунальщиками.
Изначально я просил встречи с одним-двумя жителями, но в местный Дом культуры пришло шесть человек, и это далеко не все. Проблема касается 26 семей только в Октябрьском, но, как оказалось, не только. Житель соседнего поселка Канашево Олег Пашнин рассказал, что их ситуация — как под копирку, а пострадавших даже больше — 32 семьи.
Проблемы с теплом были предсказуемы: в панельных домах промерзали стены, сифонило из всех дыр, а в оттепели и дожди протекали крыши. Особенно доставалось жителям угловых квартир. На это наложились проблемы с отопление как таковым.
Глава поселка с 2016 года Игнат Третьяков объясняет:
— В ряде домов система теплоснабжения была рассчитана на пар, а когда в 90-х коммунальщики стали гнать по ней неподготовленную воду, трубы попросту забились. Да и вообще система отопления была разбалансирована, и, случалось, в межсезонье тепла не было совсем.
Это усугублялось конструкцией отопления: трубы в стенах не позволяли провести ремонт экспресс-методами. Температура в домах упала до 14–16 градусов, а по стенам поползла черная плесень.
Жители, естественно, обратились к администрации поселка. Сергей Горшенин показывает мне акт от 17 мая 2002 года, составленный сотрудниками МУП «Жилкомсервис» — предприятие отвечало тогда за теплоснабжение. В заключении читаем: выведена из строя скрытая система отопления, невозможность дальнейшего использования. В графе ответственных за ремонт — прочерки.
— В этом вся проблема, — в один голос говорят жители. — Власти не предложили никакого варианта и сказали нам: «Решайте своими силами». Мы стали решать. Что оставалось?
В итоге сами коммунальщики отрезали подачу тепла в некоторые квартиры — это отражено в актах. Администрация поселка одобрила переход на индивидуальные способы обогрева, и это понятно: в тот момент это был путь наименьшего сопротивления. Тем более делалось всё за счет людей.
Жители демонстрируют мне увесистые пачки документов, которые им пришлось оформлять в процессе переоборудования.
— Сейчас выставляют так, будто мы втихаря там что-то наделали, — сетует Любовь Гронская. — Но мы выполнили абсолютно все требования, которые выставили нам администрация и МУП «Жилкомсервис». Мы, например, получали согласие других жильцов дома на переоборудование, мы платили за проект, мы вносили изменения в паспорта БТИ.
— Когда весь этот развал пошел и котельная не вывозила, в администрации нам говорили: «Надо переходить на индивидуальное отопление», — вспоминает житель Канашево Олег Пашнин. — Что делать? Ну мы перешли. Но как я могу самовольно отрезаться от тепла и сделать модернизацию газовой сети? Это всё делалось с разрешения и под присмотром тогдашнего МУП, которое относилось к администрации. И до 2015 года всё было нормально, а потом пришли эти из «ИРМИ-ЖКХ», построили котельные и сразу сказали: «Мы пришли деньги зарабатывать». Ну и зарабатывают. То, что мы тоже деньги тратили, им плевать.
Переоборудование обошлось недешево, например, установка газового котла (ОГВ) с проектированием и разводкой выходила под 200 тысяч, электрические системы — в районе 100 тысяч. Зато в домах появилось тепло, а в качестве бонуса — возможность включить отопление в любое время. За потребленный газ и электричество жильцы платят по счетчикам, заключая договоры со снабжающими организациями.
— В межсезонье мы не мерзнем, а прошлый июль был холодный — так я и летом топил, — говорит Сергей Горшенин. — Мы платим за то, что потребляем. Мы никого не обманываем.
15 лет власти создавали видимость, что такой подход разрешен. МУП «Жилкомсервис» за это время сменило ООО «Октябрьское», но теплее в домах не стало, и всё новые жители переходили на индивидуальное отопление.
Всё изменилось в 2015 году, когда теплоснабжением занялись копейские компании: сначала ООО «СТЭП», затем ООО «ИРМИ-ЖКХ». Они построили котельные, наладили теплоснабжение, но зона ответственности организаций простиралась лишь до периметра жилища. Качество батарей внутри домов и их состояние никого не интересовало — оплата взималась не по факту, а по табличному тарифу.
Так жители отрезанных квартир стали получать счета за тепло, которого не потребляли. Суммы были внушительны: скажем, за квартиру площадью 55 квадратов выставляют около 4 тысяч рублей в месяц. Газовый котел обходится куда дешевле — 1,5–2 тысячи рублей в месяц, включая и нагрев горячей воды.
Олег Пашнин, например, совсем не против оплачивать общедомовые расходы на отопление подъездов или подвалов, но в разумных пределах — не по 4000 в месяц. Сейчас Олег судится с «ИРМИ-ЖКХ» из-за якобы существующего долга в 120 тысяч рублей. Говорит, их тяжба идет с 2015 года.
Взыскание задолженностей у «СТЭП» и «ИРМИ-ЖКХ» поставлено на конвейер. Жители утонули в претензиях и встречных исках, которые иногда заканчиваются победой жильцов, но на следующий год ситуация повторяется снова.
Например, семье Сергея Горшенина выставили счета за отопление в сезоне-2015/16, хотя квартира отрезана от сетей с 2002 года. Мировой судья поддержал требования поставщиков тепла, но позже Красноармейский районный суд решение отменил ввиду необоснованности претензий.
Интересно, что со стороны коммунальщиков были и такие аргументы: дескать, квартира Сергея отапливается через стены соседей. Но суд учел, что семья мужчины отключилась от тепловых сетей силами ООО «Октябрьское» с разрешения администрации поселка и никаких договоров с новым поставщиком не заключала.
— Но это мы в 2017 году отбились, а на следующий год они как ни в чем ни бывало выставляют те же счета вновь, — говорит Сергей. — Что же нам, до конца жизни судиться?
— Кормят мировых судей, — мрачно добавляет Наталья Задорина, показывая очередной судебный приказ на взыскание долга за отопление. — Ладно, если юрист хороший попадется, а то некоторые судятся да проигрывают...
Руководство ООО «ИРМИ-ЖКХ» особенных проблемы не видит. Его директор Алексей Швецов на нашу просьбу прокомментировать конфликт удивляется:
— Какой конфликт? С нашей стороны нет никакого конфликта. Мы уже много раз объясняли жителям ситуацию. Никаких противозаконных начислений мы не делаем, и если у них возникает несогласие с суммами, у них есть право обратиться в суд. Решения судов мы исполняем.
В целом позиция ООО «ИРМИ-ЖКХ» следующая: начисление производится по установленным нормативам (в зависимости от площади жилья) и с учетом проектной документации дома, в которой нет указаний на произведенное переоборудование.
— Жители лукавят, когда говорят, что полностью отрезались от тепловых сетей, — считает Алексей Швецов. — Они включают свои электрообогреватели в межсезонье, а в остальное время пользуются теплом, предлагая оплачивать его соседям. Они пользуются горячей водой и общедомовым отоплением. А вы знали, что, если не обогревать дом, вода в трубах просто перемерзнет?
Кстати, Сергей Горшенин на эту реплику управленца реагирует болезненно:
— От их компании ходил по квартирам человек и смотрел, у кого и как сделано отопление. Всё же видно: нет у нас никаких труб и стояков! А они теперь делают вид, что мы вроде как тепло воруем. Да у меня даже на горячую воду свой электрообогреватель!
Алексей Швецов в свою очередь настаивает, что с юридической точки зрения требования поставщика оправданы:
— Жители не согласовывали проекты и не вносили изменений в техническую документацию, поэтому причин не взимать с них плату за тепло нет. Если вы включите в квартире масляный электрообогреватель, это ведь не освободит вас от оплаты счетов за тепло? — рассуждает Алексей Швецов.
Глава «ИРМИ-ЖКХ» ссылается на постановление правительства № 808 «Об организации теплоснабжения...», федеральный закон 190-ФЗ «О теплоснабжении» и 4-ю главу Жилищного кодекса.
Сами жители Октябрьского на это отвечают, что требование оформить всё по нормативам, конечно, прекрасно, вот только ситуация изначально была «ненормативной», но за это никто не ответил, а теперь не принимает во внимание. Они настаивают, что со своей стороны сделали всё возможное, потратив на это огромное количество времени, денег и сил.
Адвокат Андрей Темников, представляющий интересы одного из жильцов в суде, считает, что позиция «ИРМИ-ЖКХ» (ранее — «СТЭП») не до конца прозрачная:
— Когда «СТЭП» и «ИРМИ-ЖКХ» взялись за поставку тепла, им выдали ровное количество лицевых счетов жильцов, которые пользовались центральным отоплением, — объясняет он. — Грубо говоря, вот в этом доме 12 квартир, но отоплением пользуются пять, остальные — отключены с разрешения администрации и предыдущих поставщиков тепла, что подтверждается документами. Что сделал новый поставщик? Он завел лицевые счета всем без исключения и берет с них деньги, причем немаленькие: тарифы очень высокие.
Андрей Темников добавляет, что жильцов обвиняют в самовольном отключении от сетей, хотя это не так.
— А в чем самовольность? Это же не так, что они взяли резак и отпилили трубу. Они согласовали вопрос со всеми инстанциями, а работы проводили инженер-теплотехник и мастер теплоснабжающей организации, что указано в документах. Работы проводились в момент, когда поставщик тепла был в подчинении поселковой администрации, поэтому ни о какой самовольности здесь речи не идет.
Директор «ИРМИ-ЖКХ» Алексей Швецов считает, что администрация поселка пустила ситуацию на самотек, а корень проблемы — в плохой эксплуатации жилфонда. Эту позицию можно понять: свистящие октябрьские дома наверняка потребляют двойную, а то и тройную норму тепла. Но при чем тут люди, которые утеплились и провели тепло за свой счет?
Искать разумный компромисс с поселковой администрацией Алексей Швецов смысла не видит, но готов дать жителям советы. Их три:
— Самое простое — это восстановить центральное теплоснабжение, — говорит Алексей Швецов. — Этот способ наименее затратный и, на мой взгляд, разумный. Второй путь — полностью узаконить модернизацию системы, внеся изменения во все технические документы. Есть и третий путь — можно отключить от центрального теплоснабжения весь дом, если все жильцы решат перейти на индивидуальное отопление.
Ни один из предложенных вариантов жители Октябрьского и Канашево реалистичным не считают.
— Сначала нас бросили с проблемой один на один, мы деньги заплатили за переоборудование, а теперь делать заново? — возмущаются жители. — Нет уж, спасибо! Где вы были, когда мы в домах замерзали?
Глава поселка Игнат Третьяков объясняет, что из-за возраста домов уже невозможно найти всю техническую документацию, необходимую для оформления переоборудования в том объеме, который имеет в виду руководитель «ИРМИ-ЖКХ». При этом жители сделали то, что власти от них требовали. Мне показывают технические паспорта с внесенными изменениями и техусловия на реконструкцию системы газоснабжения под установку котла. Многие годы этих пачек документов было достаточно, а теперь вдруг нет.
В этих тонкостях легко утонуть, и мы не беремся судить, какая из сторон права де-юре: ситуации у всех жильцов индивидуальны, и решения должен принимать суд. Но даже если в позиции жителей Октябрьского и Канашево есть изъяны с точки зрения крючкотворцев и бюрократов, существует и другой аспект: их поставили в безвыходную ситуацию.
— Нам установили правила игры: сказали, мол, играем в футбол, — говорит кто-то из зала. — А потом переиначили, что игра была в баскетбол, и ни один гол не зачли.
Нынешняя суета выглядят так, словно бы закон включил заднюю передачу. Как минимум власти всех уровней, включая поселковые и районные, а также сами поставщики тепла должны напрячь голову и предложить жителям реалистичный вариант решения проблемы. Не глотание пыли в судах, а что-то прозрачное.
А позиция «ИРМИ-ЖКХ», которую мы не оспариваем в юридическом ключе, всё же отдает равнодушием в исходной ситуации. Самовольности не было — была безвыходность.
И у жителей Октябрьского и Канашево есть две альтернативы: платить десятки тысяч за тепло, которым они не пользуются, или из года в год преть в судах, доказывая одно и то же. Тупик?
В самые морозы один из домов Челябинска затопило кипятком. Затем без тепла остались десятки домов.
А вот как живут в поселке, куда не дотянули даже электричество, не говоря о газе и дорогах.