Мой дом проблема «Среди ночи — "стрельба"»: в поселке под Челябинском после скачка напряжения сгорела бытовая техника

«Среди ночи — "стрельба"»: в поселке под Челябинском после скачка напряжения сгорела бытовая техника

Спор с сетевиками за компенсации зашел в тупик

У жителей поселка под Челябинском среди ночи сгорела бытовая техника. Люди уверены, что виной — скачок напряжения

У жителей улицы Совхозной в поселке Смолино сгорела большая часть бытовой техники, предположительно, из-за двукратного скачка напряжения с 220 до 440 вольт: такие значения, по словам людей, зафиксировали приборы в домах. Происшествие случилось в Сосновском районе, который известен обратной проблемой: слишком низким напряжением и частыми отключениями электроэнергии. Пострадавшие считают, что «Россети Урал» должны компенсировать ущерб, но в компании просят сначала доказать, что техника сгорела именно по их вине. Сделать это, по словам юристов, весьма непросто.

«Лампы разлетались, в розетках шипело»

Анастасия вспоминает:

— Накануне той ночи, 10 декабря, у нас было отключение электричества, мы легли спать, а ночью в полчетвертого утра слышу хлопки. Соскочила, думала, стрельба началась. Оказывается, взрывались энергосберегающие лапочки, потом телевизор бабахнул, я начала бегать, спросонья ничего не могу понять, разбудила мужа, давай звонить в диспетчерскую службу. Они приехали около семи утра, намерили 420 вольт против 220–230 вольт, которые должны быть. У нас до сих пор напряжение пляшет: 260 вольт, 270 вольт... Пришлось ставить реле и стабилизаторы.

В доме Анастасии сгорели телевизор, стиральная машина, аудиосистема, но повезло с газовым котлом: его спасли предохранители.

Похожую историю рассказывает живущая на той же улице Наталья:

— Мы с мужем проснулись из-за шипения в розетках. Пошли по дому, включаем свет, энергосберегающие лапы разлетаются буквально. Мы ничего не поняли, думали, может быть, только у нас так, легли спать. А утром выяснилось, что напряжение всю ночь было 430–450 В. Приехали рабочие, что-то делали на столбах. Потом мы обнаружили, что у нас сгорел телевизор за 70 тысяч. Мы его починили за 21 тысячу, но мастер честно сказал, мол, никаких гарантий — 50/50. Сделали всё на свой страх и риск.

По словам Натальи, на улице живет много пенсионеров и инвалидов. В коллективной претензии, заверенной местным депутатом, список испорченного оборудования включает стиральные машины, газовые котлы, телевизоры, холодильники, микроволновки, обогреватели и насосы. Всего пострадало 14 домохозяйств.

«А попробуйте, докажите...»

По словам депутата совета Саргазинского сельского поселения Виктора Зиновьева, в «Россети Урал» ответили на коллективную претензию хозяев домов завуалированным отказом. В бумаге указано: не предоставлены документы о том, что сгоревшая техника принадлежит жителям, не конкретизирован характер повреждений и размер ущерба, не предоставлены доказательства, что оборудование сгорело в результате скачка напряжения. В компании также подчеркнули, что для доказательства причинно-следственной связи нужна экспертиза, и проводиться она должна в отношении сгоревших приборов, а не отремонтированных.

Сами жители Смолино признают, что в первый момент растерялись, и поначалу никто не знал, что именно делать. Уже на утро после случившегося сформировалась инициативная группа, но и она не слишком преуспела. Анастасия говорит, что во всех инстанциях их отфутболивают:

— В «Россети Урал» отвечают, что было два плановых отключения, и всё, никакого скачка. Я ездила в Долгую (село Долгодеревенское, районный центр. — Прим. ред.), там говорят, мол, вы относитесь к городу. Я ездила в город, там говорят: вы же обращались в Долгую? Мы, мол, при чём тут? Теперь говорят, что нужно было экспертизу делать, но мы же не юридически грамотные. Это сейчас я знаю все нюансы, а тогда ситуация врасплох застала.

Анастасия объясняет, что не могла тянуть с ремонтом техники ради экспертиз, которые идут неделями:

— У меня муж — инвалид второй группы, нам и холодильник, и стиральная машина нужны, у нас нет денег, чтобы на время купить что-то другое. Да, нам пришлось срочно всё это ремонтировать, насколько было возможно, а теперь, получается, мы уже ничего и не докажем. Но тут вся улица из пенсионеров, инвалидов, многодетных, и никто не может себе позволить многомесячные тяжбы, ведь у некоторых даже котлы АГВ сгорели: им что, сидеть без отопления в морозы, пока эксперты будут ущерб считать?

По ее словам, электрики, приехавшие утром на место происшествия, говорили, что на столбе «отгорел ноль и замкнул на фазу».

— Но выдавать акт нам отказались, в итоге сейчас нас кормят отписками: «Всё хорошо, всё отлично, было плановое отключение». Дескать, попробуйте, докажите, что это сети виноваты, — добавляет жительница Смолино.

Для остальной части Сосновского района характерно пониженное напряжение, но оно тоже «гуляет» и порой приводит к поломкам техники

Бесхозные сети

В ответ на запрос 74.RU в филиале «Россети Урал» — «Челябэнерго» объяснили, что сам энергосетевой комплекс поселка Смолино принадлежит администрации Саргазинского сельского поселения и обслуживается по договору аренды. Специалисты «Россетей Урал» оценивают состояние комплекса как неудовлетворительное:

— Данный электросетевой комплекс длительное время был бесхозяйным, а администрацией поселения не принимались меры для поддержания электрических сетей в надлежащем состоянии. В настоящее время, по условиям договора аренды, специалисты компании производят техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, тогда как обязанность по проведению капитального ремонта и реконструкции энергосетевого комплекса договором возлагаются на администрацию.

Непосредственно о происшествии в компании сообщили, что 10–11 декабря 2022 года было зафиксировано единственное технологическое нарушение в распределительной сети Смолино:

— В результате прохождения холодного атмосферного фронта 11 декабря 2022 года произошло локальное технологическое нарушение в распределительной сети, которое было устранено энергетиками центральных электрических сетей филиала «Россети Урал» — «Челябэнерго» в нормативные сроки, — добавили в пресс-службе компании.

Компенсацию ущерба в компании считают возможной, если будет подтвержден факт и размер ущерба, плюс «установлены причинно-следственные связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением сетевой компанией обязанностей».

Судиться — дело долгое

Ведущий юрист юридического бюро «Перегонцев и партнеры» Наталья Величко говорит, что скачки напряжения могут происходить из-за разных причин, включая погодные условия, и в случае подобных происшествий необходимо звонить диспетчеру и вызывать бригаду электриков.

— Они обязаны провести проверку качества электроэнергии и составить соответствующий акт, — объясняет она. — Важно истребовать у бригады копии всех составленных ими документов: акта, заключения и так далее.

После необходимо подать заявление в энергоснабжающую организацию с просьбой возместить ущерб. Такие обращения регистрируются и рассматриваются обычно в течение трех дней.

— При отсутствии ответа или отрицательного ответа необходимо писать жалобу или претензию, тем самым соблюдая досудебный порядок. В случае отрицательного ответа на жалобу или его отсутствия необходимо обратиться в суд с иском о защите прав потребителей, — говорит Наталья Величко.

Но прежде всего необходимо доказать причиненный скачком напряжения ущерб. Сделать это возможно с помощью экспертизы, и расходы на нее впоследствии можно взыскать с виновника, добавляет юрист.

Но проблема здесь, скорее, в затянутых сроках мероприятия. Юрист Михаил Ишков соглашается, что жители, которым бытовая техника нужна была сразу, оказались в почти патовой ситуации. Он рассказывает, каков общий порядок тяжб в таких случаях:

— В идеале, конечно, сразу после инцидента нужно получать акт, подтверждающий наличие проблемы, но в данном случае, видимо, сделать это было почти невозможно. Поэтому жителям нужно объединяться и направлять коллективную претензию, а если сетевая компания не реагирует, подавать исковое заявление в суд.

Юрист считает, что в данном случае выгоднее коллективный иск, поскольку единичные обращения можно списать на проблемы внутри самого дома, тогда как иск от владельцев десятка хозяйств покажет системность проблемы. Но решение суд будет принимать на основе экспертизы (в том числе может назначить свою), а она проводится для каждого конкретного прибора.

— По характеру оплавления изоляции, микросхем и так далее эксперты могут установить, что прибор вышел из строя из-за высокого напряжения. Но, конечно, это делается в отношении каждого сгоревшего устройства еще до ремонта. Поэтому если жители уже починили большую часть техники, сделать что-то уже сложно, — говорит он. — В принципе, причинитель ущерба обязан компенсировать и затраты на ремонт, но проблема в том, как доказать, что данный прибор вышел из строя в результате скачка напряжения.

Пригород продолжает лихорадить

Проблемы с качеством энергоснабжения наблюдаются практически по всему Сосновскому району: вот, например, репортажи из Малиновки и поселка Терема. Жители записали обращение к губернатору Алексею Текслеру, и во время прямой линии тот ответил, что в курсе ситуации и на принципиальном уровне она решена. Речь идет о планах по догазификации района, что снизит нагрузку на энергосети. Но газификация — это перспектива нескольких лет (жителей ориентируют на 2027 год), а в качестве локальных мер «Россети Урал» модернизируют конкретные линии и трансформаторные подстанции. Часть героев наших первых статей заявили, что проблема пусть не решилась полностью, но смягчилась: напряжение в сети стало стабильнее и выше. Но после выхода той публикации к нам обратились другие жители Сосновского района, настаивая, что работу проводили точечно и проблемы в той же Малиновке остаются.

— Все новогодние праздники «напруга» так и скакала, — рассказал житель старой Малиновки Михаил. — Мне повезло, у меня проведен газ, но жить с постоянно моргающим светом в ожидании, что сгорит техника... В середине января какая-то аномальная просадка была, хотя не самые морозы стояли. Даже Денис, герой вашей первой статьи, отчитался, что у него напряжение вернулось к ноябрьским значениям. Особенно смешно было, как сразу после выхода статьи с отчетом «Россетей Урал» об устранении проблемы у некоторых жителей Малиновки опять отрубило электричество. Сейчас, в начале февраля, особых улучшений нет, напряжение «гуляет». В эти выходные мне поставили прибор мониторинга «Уралэнергосбыта», я сам просматривал, напряжение ниже допуска, жду заключения.

Жители Сосновского района считают, что с наступлением весны проблема утратит остроту, и это даст возможность полгода не заниматься модернизацией сетей, чтобы осенью жители снова столкнулись с постоянными блэкаутами и напряжением на уровне 130–150 В.

Есть проблемы с качеством напряжения? Напишите нам, указав район и/или поселок.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления