— Я боюсь оставлять ребенка дома. У нас дом с газом, а по стенам уже идут трещины, — жалуется Анна (имя изменено по просьбе героини материала. — Прим. ред.) — В стенах в подвале делают дверные перегородки, вывозят строительный мусор грузовиками. Я засыпаю с мыслью, что всё рухнет и могу не проснуться под завалами.
Анна живет в многоэтажном доме на Комсомольском проспекте, 24. По ее словам, ремонт в цоколе устроил экс-омбудсмен по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. По мнению жильцов, делает он это незаконно. А бывший уполномоченный считает, что против него ведут спланированную кампанию.
Алексей Севастьянов — известный челябинский юрист и политик, бывший депутат гордумы, экс-омбудсмен по правам человека Челябинской области. Был фигурантом дела о покушении на мошенничество. Уголовное преследование было прекращено в связи с отсутствием достаточного количества улик.
«Покрасила стены, а потом пошли трещины»
Анна узнала, что бывший омбудсмен ведет какое-то переустройство в подвале их дома, весной прошлого года. Она пообщалась с рабочими, и те проговорились ей, что в помещении проводят перепланировку. По мнению женщины, это незаконно и опасно для жильцов.
— Рабочие ломают несущие стены без разрешительных документов, — говорит Анна. — Прежде высота подвала была около метра, что все в наклон ходили, а теперь — два метра, рабочие вырыли яму. Прорубили один выход на улицу, сейчас сделали второй — под зоомагазином. Несколько дней назад начали заливать бетоном пол. Сегодня уже работает спецтехника.
В прошлом же году на работы в подвале обратила внимание и другая жительница многоэтажки — Любовь.
— Я потеряла кошку, спустилась в подвал — рабочие неосмотрительно оставили его открытым, — рассказывает она. — Прошла по всему помещению и увидела, что там сверлят стены, чтобы сделать дверные проемы. Последствия этих работ — целые куски бетона возле нашего дома. Ничего они особо и не скрывают. Я уверена, что дом может рухнуть в любой момент, ведь они капитальные стены трогают.
По мнению Анны, последствия ремонта в подвале они уже начали ощущать.
— Я этой зимой сделала ремонт — покрасила стены в кухне и спальне. Вскоре заметила на стенах трещины, — утверждает Анна.
Разрешения нет, а стройка идет
С прошлого года Анна пишет жалобы в прокуратуру, мэрию, жилищную инспекцию, но пока безрезультатно.
В Госжилинспекции региона ответили на обращение жительницы (ответ есть в распоряжении редакции), что внеплановые проверки они могут проводить только по согласованию с прокуратурой, а в прокуратуре отказали в инспекционном выезде, так как не нашли оснований для его проведения.
Вместе с тем от управляющей компании (дом обсуживает «ПРЖЭУ Курчатовского района) в ГЖИ потребовали устранить нарушения целостности фундамента до 1 августа 2022 года. Алексея Севастьянова попросили предоставить в тот же срок разрешение на реконструкцию подвала.
А разрешения, как сообщили жителям в мэрии, не было.
В 2022 году на обращение Анны ответил Владимир Шамне, который в тот момент был заместителем главы города по строительству. По его словам, сотрудники администрации выезжали на место и установили факт самовольного устройства проема в фундаменте для организации новой входной группы.
— Обращения от собственников нежилого помещения на устройство новой входной группы не поступали. Согласование проектной документации не осуществлялось, — сообщил Владимир Шамне.
Также, по его словам, в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий нельзя расширять и пробивать проемы.
— Администрацией города Челябинска решение о согласовании переустройства и перепланировки помещения не выдавалось, — резюмировал Владимир Шамне.
Представитель мэрии направил информацию о выявленных нарушениях в управление развития и благоустройства города для принятия мер. Но строительные работы всё еще кипят.
«Хотим сделать военно-патриотический клуб»
Мы связались с Алексеем Севастьяновым. Он заявил, что в подвале проводят не реконструкцию, на которую нужны разрешения, а обычный текущий ремонт.
— Никакие стены мы не сносили, — утверждает Алексей Севастьянов. — Наша задача — это только привести в нормальный вид помещение, чтобы оно начало функционировать в хороших целях. Мы хотим сделать военно-патриотический клуб.
Бывший омбудсмен уверен, что «кто-то отрабатывает по нему заказ». Он предложил жителям, если у них есть вопросы, обратиться к нему напрямую. Он всё готов им объяснить.
— Тот, кто написал это обращение, владеет однобокой информацией, — уверен Севастьянов. — Кто-то дал ему эту информацию, чтобы использовать против меня.
По словам бывшего уполномоченного, всё, что он делает в доме № 24 на Комсомольском проспекте, — это наводит порядок.
— «Ростелеком» бесплатно пользуется цокольным помещением, размещая там свои проводные коммуникации, а я и жители дома ничего за это не получаем, — говорит Алексей Севастьянов. — Мы стали с этим разбираться, написали «Ростелекому» письмо с вопросом, почему он не платит за аренду. Я же не пользуюсь здесь интернетом, а сети через мое помещение проходят. Только стали разбираться с этим помещением — и вот, вы мне позвонили.
Мы попросили собственника впустить нас в помещение цокольного этажа, которым он владеет, но в ответ получили отказ.
— Нет, конечно, а смысл какой? — ответил он. — Это же собственность. Нет, нельзя!
Подвал намерены продать
Алексей Севастьянов категорически отказывается впускать в свое помещение недовольных жителей и журналистов, зато не отказывает в осмотре покупателям. На «Авито» мы нашли объявление о продаже цокольного помещения на Комсомольском проспекте, 24. Продажей занимаются словоохотливые риелторы, которые с удовольствием поделились с корреспондентом 74.RU фотографиями помещения и рассказали о деталях объекта продажи.
— Помещение цокольное, но там прежде не была выкопана земля, — рассказала риелтор. — Сейчас они [рабочие] готовят его к предчистовой отделке. То есть на полтора метра оттуда вывозится грунт, заливаются полы, стены, проводку будут делать. Какие-то трубы убирать, потому что какие-то коммуникации проведены официально, а какие-то — неофициально.
Как объяснила риелтор, все предыдущие годы этим цокольным помещением никто не занимался. Оно использовалось как подвал дома, пока нынешний хозяин не решился заняться ремонтом. Но даже на этот ремонт у собственника, по словам риелтора, все документы есть в наличии.
— Там перепланировок-то и нет, — утверждает наша собеседница. — Они там только дверные проемы делают, которые должны были там быть, но их там ни разу никто не делал с момента постройки. Его использовали как подвал дома.
По словам риелтора, посмотреть объект продажи можно в любое время, работники находятся там почти круглые сутки и любого заинтересованного покупателя готовы впустить и провести ему экскурсию.
Обновлено
После выхода публикации Алексей Севастьянов связался с редакцией 74.RU и уточнил, что продает только половину цокольного этажа. В другой части он планирует организовать военно-патриотический клуб.