
Компании, обслуживающие иностранные лифты, сейчас страдают из-за нехватки импортных запчастей
Ежегодно в России случается около 30 происшествий, связанных с лифтами. Часть из них — смертельных. Меж тем, есть много проблем при обслуживании кабин: от недостаточного внимания управляющих компаний до дефицита импортных запчастей. Об этом в среду, 12 марта, рассказали на форуме «ЖКХ в развитии» в Челябинске.
Доктор экономических наук Сергей Мирошников до начала форума пообщался с журналистами. Говоря о влиянии санкций на лифтовую отрасль, он заявил, что ограничения западных стран лишь помогают развивать отечественное производство.
— Санкции положительно отразились на лифтовом хозяйстве, как и на многих других отраслях. Наши заводы заработали в полную силу, а их продукция никогда не была хуже западных образцов. Вопрос только в том, сколько стоит лифт. Наши лифты дешевле, комфортнее и безопаснее, — сказал Сергей Мирошников.
При этом он тут же оговорился, что ремонт уже установленных иностранных кабин стал сложнее. Да и в целом работы еще много.
— В Челябинской области около тысячи лифтов требуют замены до 2030 года. К сожалению, лифты дорожают и их замена становится проблематичнее. Но Минстрой РФ подготовил программу для всей России — замена лифтов в рассрочку. Она позволяет отложить оплату, а лифт получить немедленно, надеемся, Челябинская область будет участвовать в программе, — отметил доктор экономических наук.
Тему влияния санкций поднял и руководитель ООО «Лифт» Сергей Плотников. В разговоре с корреспондентом 74.RU он подчеркнул, что в последние 2-3 года стало сложнее обслуживать импортные кабины.
— Есть проблемы с запчастями. Особенно, если лифты европейского производства. Сроки поставки запчастей увеличились. Многие представительства иностранных компаний в России закрылись. Те же частотные преобразователи горят, а взять их особо негде. Конечно, мы что-то везем через Китай, что-то в России находим, но стало сложнее. Мы на складе делаем запасы основных запчастей, поэтому у меня лифты больше суток не стоят на ремонте, — рассказал Сергей Плотников.
Во время выступления на форуме Сергей Мирошников коснулся частоты ЧП с лифтами.
— Около 30 инцидентов с лифтами происходит в стране ежегодно. В среднем за последние пять лет у нас 6-8 смертельных случаев. Чем больше мы оттягиваем замену лифтов, тем они становятся дороже. Это в дальнейшем усложняет, собственно, замену, — считает Сергей Мирошников.
Гендиректор регоператора капитального ремонта Челябинской области Виктор Тихоненко при этом подчеркнул, что суммы, выделяемые на ремонт лифтов при капремонте, увеличиваются.
— Посчитали среднюю стоимость комплекса работ по замене лифта. Это составление проектной документации, монтажные работы, стройконтроль и техосвидетельствование. В 2023 году было 3,6 миллиона рублей, 2024 год — 4,1 миллиона, в 2025-м, судя по имеющимся контрактам, — 4,2 миллиона, — рассказал Виктор Тихоненко.
Меж тем, он отметил, что 739 лифтов в Челябинской области необходимо заменить прямо сейчас.
— Они у нас в краткосрочном плане, который рассчитан до конца 2026 года. К тому времени их необходимо заменить, — сказал Тихоненко.
При этом нередко инциденты случаются в относительно новых лифтах, которым еще далеко до капремонта. Например, в октябре в доме на Университетской Набережной, 64 мама с ребенком зашли в лифт. Когда он тронулся, раздался сильный скрип, а потом кабину тряхнуло. Женщина пыталась нажимать на кнопки, но они не работали. А днем ранее ЧП с лифтом случилось в многоэтажке на Братьев Кашириных, 131 в Челябинске. Люди едва успели выйти за несколько секунд до того, как произошел резкий толчок такой силы, что подвинулись створки дверей.
Все это, по мнению Виктора Тихоненко, происходит по вине управляющих компаний.
— Очень многое зависит от обслуживания. Лифты, с которыми есть проблемы в «Академе» и других новостройках, отработали всего лишь чуть больше 10 лет. То есть, это не тот случай, когда лифту 25 лет и поэтому он падает. Нет, тут вопрос в качестве и своевременности обслуживания. Это вопросы к управляющим компаниям и собственникам, которые могут влиять на размер тарифа. В тарифе, помимо прочего, есть графа про обслуживание лифта, — заключил Тихоненко.
Оцените работу ваших лифтов по шкале, где 5 — «отлично», а 1 — «ужасно».