Вот уже две недели жительницу микрорайона «Парковый» за долги по коммуналке «долбит» звонками управляющая компания. Причем, как рассказала нам сама девушка, не спасло её и полное погашение накопившейся просрочки. Законны ли действия управляющей компании и как быть в таких ситуациях — разбираемся в нашем материале.
Конец весны и всё лето выдались у Виктории финансово тяжелыми. В итоге за квартиру в доме № 103 на улице Хариса Юсупова накопился долг в пять тысяч рублей. К началу сентября, с текущим платежом, он вырос до 7030 рублей.
— После этого началась «долбежка». Сперва приходили СМС с предупреждением о подключении к ситуации приставов. Потом звонки — во второй половине дня каждые полтора-два часа я слышала в трубке неприятный, скрежещущий голос старика, который грозил мне взысканием, — рассказывает Виктория. — Причем, ещё после первых звонков и сообщений я пыталась связаться с управляющей компанией, объяснить ситуацию и сообщить, когда я закрою долг. Но с нужным специалистом меня не соединяли, на СМС не отвечали.
Так и не связавшись с управляющей компанией, девушка 9 сентября погасила всю сумму долга, включая текущий месячный платеж. Но это не помогло — звонки и сообщение продолжили поступать.
— После этого я уже пошла на принцип и стала, как сама УК «Парк-Сервис», «долбить» их звонками. До тех пор, пока меня всё-таки не соединили со специалистом, — говорит Виктория. — Девушка на том конце провода, услышав мою просьбу убрать мой номер телефона из прозвона — долг ведь я погасила, начала просто распекать меня как девочку. Это было очень унизительно. Мои претензии, что долбежку они организовали, а обратную связь — нет, она вообще проигнорировала. Мне до сих пор звонят. Что делать — ума не приложу.
К слову, на такую же ситуацию пожаловались жители микрорайона «Академ Riverside». Сценарий такой же — накопился долг, начали приходить СМС, а затем и звонки — уже после погашения просрочки.
Генеральный директор обеих управляющих компаний «Парк-Сервис» и «Ключевые люди» Артём Клименко объяснил: автоматический прозвон — это вынужденная мера.
— Поначалу, когда сумма долга не большая и собственники опаздывают с оплатой на небольшой срок, наши диспетчеры лично их прозванивают — узнают, что произошло, когда будет оплата и не нужна ли рассрочка, — говорит Артём Клименко. — Но диспетчера у нас всего три, а должников — много: только в одном «Академ Riverside» их около 2,5 тысяч. Поэтому, если оплаты нет более трех месяцев, мы ставим неплательщиков на автоматический прозвон.
В УК признаются — мера эта действенная. Большинство должников после прозвона или сообщения сами обращаются в УК и решают вопрос, либо сразу гасят долг. При этом, настаивает Артём Клименко, все автоматические звонки проводятся в рамках закона: в будние дни, в рабочее время и, если голосовое сообщение прослушано, следующий звонок поступит не раньше, чем через день-два.
— Бывают случаи, когда прозвон и рассылка СМС продолжается после оплаты долга. В этих случаях мы рекомендуем позвонить по номеру телефона, указанному в сообщениях, и уведомить об этом УК, — советует Клименко.
А вот председатель Челябинской коллегии адвокатов «Перспектива» Александр Щербинин в действенной мере УК усматривает злоупотребление и подчеркивает — жители многоквартирных домов могут добиться отмены прозвонов и рассылки сообщений о долгах раз и навсегда.
— В таких ситуациях я рекомендую лично прийти в управляющую компанию и под подпись отдать им заявление, в котором написано, что вы отказываетесь от обработки персональных данных в части досудебного взыскания задолженностей и запрещаете звонить на личный номер телефона и рассылать на него какие-либо сообщения. О задолженности жители многоквартирных домов и так знают — из квитанций, — объясняет Щербинин. — Копию подписанного заявления обязательно оставьте у себя. Если звонки и сообщения продолжат поступать, обращайтесь с жалобой в жилищную инспекцию.
74.ru регулярно разбирает споры вокруг начисления оплаты за разные жилищные услуги. Совсем недавно на примере жителей дома № 9 по Карла Либкнехта рассказывали, как добиться перерасчёта за отопление. А еще разобрались, кто загоняет челябинцев в долги за капремонт и как бороться с непомерными счетами.
Если вы столкнулись с коммунальной проблемой, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.