Руководитель компании-подрядчика Павел Архипов строил 13 домов в микрорайоне и знает их особенности. Он объяснил конструкцию кровли и назвал возможные причины мгновенного распространения огня от удара молнии.
— Мы возводили только коробки, кровли делали другие подрядные организации, мы только на одном доме монтировали стропила. По проекту стропильная система на домах деревянная, а покрытие кровли разное — на части домов использовалась мягкая черепица, ее было мало, на других — металлочерепица. Все деревянные конструкции должны обрабатываться огнебиозащитой, но дерево есть дерево, и мягкая кровля тоже может загореться.
По словам нашего собеседника, мягкая черепица — это современный аналог бикроста (рулонный кровельный материал). Она состоит из маленьких кусочков полимерно-битумного состава.
Учитывая версию о том, что в крышу ударила молния, строитель предположил: в доме могли быть проблемы с громоотводом.
— Возможно, там неправильно был сделан громоотвод, — продолжает Павел Архипов. — Под черепицу необходимо было положить металлическую сетку, чтобы, если разряд молнии попал в дом, он ушел в землю. Но это теперь покажет только экспертиза.
По словам специалиста строительной компании «Трест Магнитострой» Максима Купцова, на многоквартирном доме могли стоять разные варианты громоотводов, но его наличие — это обязательное условие при возведении жилого здания.
— Есть несколько способов защиты от молнии. Если тезисно, то суть их сводится к следующему: молния — это определенный разряд. И задача строителей — быстро увести его в землю, — объяснил Максим Купцов. — На производстве ставят громоотводы-мачты. С жилыми домами чаще применяется металлическая решетка. Ее часть все, наверное, видели: такая металлическая штука, которая вдоль всего здания тянется к земле. У металла сопротивление маленькое, разряд очень быстро уходит в землю. Есть способ ведения разряда по арматуре, но он редкий. Это когда разряд уходит в землю по каркасу здания, вот эта методика требует тщательнейшего расчета и контроля за подрядчиками. Есть также способ окаймляющей полосы, его суть тоже в том, что есть контур заземления, по которому разряд также уходит в землю.
Был ли громоотвод на доме, где сгорела крыша, и если был, то почему он не сработал, предстоит выяснить дознавателям госпожнадзора.
Молния попала в многоквартирный дом в пригородном микрорайоне «Залесье» вечером 22 июня. Моментально вспыхнула крыша сразу над несколькими подъездами, жильцов эвакуировали. Мы собрали всё, что известно о ЧП, в онлайн-репортаже.