С момента ДТП с участием владельца «Рависа» Андрея Косилова 28 июля исполнилось ровно 3 года. В аварии тяжелее всех пострадала студентка из Екатеринбурга Анастасия Вяткина. 19-летняя на тот момент девушка несколько месяцев провела в коме, а с последствиями травмы продолжает бороться до сих пор. Зрение к Насте пока не вернулось, но положительная динамика есть. Как чувствует себя девушка и почему семья до сих пор не получила компенсацию, определенную судом, рассказала мама пострадавшей Светлана Вяткина.
«…будет дальше обжаловать, ни с чем он не согласен…»
Сейчас Настя находится на даче вместе с семьей. Продолжает реабилитацию в домашних условиях, потому что отправить ее в специализированную клинику семья не может. Родители продолжают выплачивать кредиты, взятые на предыдущее лечение. А суммы, выигранные еще в мае в суде у виновника ДТП Андрея Косилова, семье не выплатили.
— Выиграть-то мы выиграли, а деньги еще не получили. Мы только в июле получили документы в областном суде, исполнительные листы, — объяснила Светлана Вяткина. — Добровольно он [Андрей Косилов] не захотел выплачивать компенсацию, сказал, что будет дальше обжаловать, ни с чем он не согласен. Ничего он не должен, денег у него на счете нет, и платить он не будет. Сейчас мы отправили судебным приставам исполнительные листы. Так что я и не знаю, когда всё это будет. Там компенсация расходов за 2020 год, а уже 2022-й заканчивается.
Гражданский иск о возмещении затрат на лечение девушки, утраченного ею заработка и компенсации морального вреда родителям семья подала еще в апреле прошлого года. По делу назначали экспертизу, доказывать расходы нужно было чеками. В январе 2022-го судебный спор Вяткины выиграли, затем Косилов подал апелляцию. В облсуде сумму снизили до 2,6 миллиона, но основные требования сохранили. Тот факт, что тяжбы с владельцем «Рависа» так затянутся, семья не ожидала.
— Он же нам как сказал? «Всё через суд», — напомнила Светлана Вяткина. — Мы в суде всё выиграли, доказали, но опять не то.
«…полгода ходили по врачам…»
В этом году Настя уже перенесла две операции. Во-первых, убрали трахеостому — специальную трубку в горле, с помощью которой девушку кормили, когда она не могла питаться самостоятельно. Во-вторых, прооперировали глаза, чтобы предотвратить инфекцию.
— У Насти были шишечки на веках, они постоянно гноились, было воспаление, опухшие веки, — объяснила Светлана Вяткина. — Эти шишечки надо было удалять. И опять мы столкнулись с тем, что не все больницы берутся за нее, потому что состояние такое. Обычно укольчики поставят, тихонько помажут, быстренько операцию сделают, а за Настю никто не брался. Мы обошли всех бесплатных врачей. Нам же уважаемый Андрей Николаевич Косилов говорил: «Вы бесплатно не обращаетесь, сразу платно идете». А мы тут полгода ходили по бесплатным врачам. Капали, мазали, капали, мазали — безрезультатно. Нужна была операция. Микрохирургия глаза закрыта на ремонт, и там очередь космическая. В итоге врач одна взялась, но только под общим наркозом и только платно. Я говорю: «Нам хоть платно, хоть бесплатно, лишь бы только убрать». Всё сделали в итоге, швы сняли. Пока продолжаем комплексное лечение, но врач во вторник смотрела, сказала, что всё хорошо. И опухоль спала.
Зрение к девушке так пока и не вернулось, но родные не теряют надежды:
— Мы ждем. Может быть, вернется зрение, очень хочется, — призналась мама Насти. — Но пока нет.
«…самое главное, у нас динамика положительная…»
Даже находясь дома, Настя продолжает делать успехи. Справляется с еще большим числом бытовых вопросов, которые обычному человеку покажутся мелочью, а для нее — большой прогресс.
— Сама одевается, сама футболку может снять, переодеть, носочки надеть или кофту, — перечислила Светлана Вяткина. — Сама говорю и понимаю, что для нас мелочи, а для нее — совсем другое. Вроде бы что такого? Снять футболку, надеть другую футболку. Ерунда, на раз-два. А у Насти это не раз-два, это долго, зато она делает это. Бывает, всё у нас очень хорошо: и кушаем, и причесываемся, и колечки надеваем, браслетики, волосики поправляем. Ватный диск даешь, Настя личико протирает, сама зубы чистит.
Бывают, конечно, и спады настроения, когда девушка замыкается в себе. Но семья старается ее поддерживать.
— Предлагаем ей: «Настя, поехали по городу покатаемся?» Она кивает. И вот едем, ей рассказываем: «Сейчас едем по этой улице, здесь то-то и то-то». И ей прям интересно, — улыбнулась Светлана Вяткина. — Окошечко приоткроет сама. Я говорю: «Если жарко, открой чуть-чуть побольше. Если будет дуть, немножко прикрой». Много чего добавилось нового.
Пока выезжать на машине удается на небольшие расстояния, потому что Настю может укачивать. О дальних поездках речи не идет.
— На море мы пока боимся ехать, — призналась мама девушки. — Самолет — однозначно не вариант: не знаешь, как Настя перелет перенесет. Если ехать, то только поездом, а это долго, и в жару ей тяжеловато. Надо только или в мае, или в сентябре ехать.
Родители продолжают все силы вкладывать в восстановление дочери.
— Потихонечку идем вперед. Всё хорошо будет. Самое главное, у нас динамика положительная, — сказала Светлана Вяткина. — Всё, что можно в домашних условиях, мы, конечно, делаем. Самое элементарное стараемся с ней делать ежедневно, но этого мало. Хотелось бы сейчас курс реабилитации получить, потом закрепить его дома. Мы не говорим о том, что постоянно будем на этих курсах. Раз в квартал — этого достаточно. Для нее это будет постоянный тонус, нужные нагрузки.
Напомним, авария произошла 28 июля 2019 года в Аргаяшском районе Челябинской области, на 18-м километре трассы Байрамгулово — Новоандреевка. Lexus бывшего вице-губернатора Андрея Косилова столкнулся с автомобилем «Лада», в котором компания молодых людей из Екатеринбурга возвращалась с озера. Водитель «Весты» Никита и его пассажирка Анастасия после аварии были в коме.
В феврале 2021 года владельца «Рависа» приговорили к двум годам ограничения свободы и лишили водительского удостоверения на такой же срок.
Всё об этой аварии и ее последствиях — в материалах 74.RU.