Ленинский районный суд в среду, 7 сентября, допросил обвиняемого в смертельном ДТП с пятью машинами на улице Дзержинского. Это первое публичное выступление Игоря Печенкина по поводу аварии, до этого он предпочитал происшествие не комментировать. Что рассказал водитель белого Volkswagen, вылетевшего на перекресток на красный свет, и почему вообще садился за руль при своем заболевании — в материале 74.RU.
«Написал супруге, что я на вокзале»
Volkswagen Passat, за рулем которого Игорь Печенкин был в день аварии, принадлежит его матери, но постоянно автомобилем пользовался он. 10 июня 2021 года мужчина ехал в Ленинский район с Северо-Запада.
— Ехал в больницу за супругой, — сказал сегодня подсудимый.
— Она там работает? — спросил его адвокат Сергей Сазанаков.
— Да, работает там кардиологом, — ответил Игорь Печенкин. — С Кашириных выехал на Труда, вверх по Энгельса, по Курчатова на вокзал, по мосту, на Дзержинского.
Подсудимого спросили, как он чувствовал себя в тот день.
— Хорошо чувствовал, — ответил Печенкин. — Единственное, я приходил на квартиру старую, нашел баллон дихлофоса. Я муравьев им травил, но было всё нормально.
Был ли пристегнут?
— Я всегда пристегиваюсь, — ответил водитель Volkswagen. — У меня брат погиб от того, что не пристегнут был.
Выйдя из дома в тот день, Печенкин сообщил супруге, что едет за ней. Он добавил, что не помнит, как произошло ДТП и что было перед этим. Последнее воспоминание — как стоял возле вокзала.
— Стоял [на светофоре] на красный свет. Написал супруге, что я на вокзале, чтобы она понимала, что в ближайшее время я приеду. Она всегда задерживается, — уточнил водитель Volkswagen.
«Люди стояли рядом, говорили что-то»
Что было после этого, водитель Volkswagen рассказать не смог. Проблема возникла и с комментарием к видеозаписи, снятой читателем 74.RU. На ней видны маневры Игоря Печенкина за 150 метров от места ДТП.
— По видеозаписи. Стиль своего вождения непосредственно перед совершением дорожно-транспортного происшествия вы как расцениваете? — спросил судья.
— Честно говоря, я не знаю. Я не вожу так, — ответил Игорь Печенкин. — Наверное, плохо стало, что еще могло быть.
— Какой первый момент вы помните после происшествия? — задал вопрос адвокат.
— Подушку безопасности, — ответил Игорь Печенкин. — Я увидел [что-то светлое], думал, это полотенце. Потом начал в себя приходить и понял, что это подушки безопасности. Они лежали на руле и справа.
— Почему вы стали осматривать свой автомобиль после того, как вышли из него? — уточнил защитник.
— Потому что я начал приходить в себя и понимал, что раз подушки выскочили, что-то произошло, я попал в аварию, — ответил подсудимый.
Первым делом, по словам Игоря Печенкина, он позвонил жене и сказал ей, что попал в аварию. К «Ладе», пассажиры которой пострадали сильнее всего, не подходил.
— Там приехали скорые. Я понимал, что я там не нужен, — объяснил он. — Тем более, поток машин [между нами] ехал.
Разбираться в обстоятельствах ДТП и выяснять, как оно случилось, водитель Volkswagen, по его словам, не смог.
— Я не понимал, что произошло. Я ничего не понимал, — объяснил это Игорь Печенкин. — Люди стояли рядом и разговаривали со мной. Говорили, что что-то случилось, авария произошла. Я видел их и свой автомобиль. Я голову, в принципе, не поворачивал, был на них сконцентрирован. Потому что, видимо, приступ серьезный был, и я приходил в себя очень тяжело. Потом приступы еще повторялись.
— Когда? — уточнила гособвинитель Татьяна Бурлакова.
— В машине ГАИ, когда меня усадили, был приступ, — ответил обвиняемый. — Мне вызвали скорую.
«Приступы были, когда смена погоды»
Проблемы со здоровьем у Игоря Печенкина связаны с нападением «лесопаркового маньяка». Жертвами были пары, заехавшие на автомобилях на территорию парка Гагарина. С мая по август 2004 года сотрудник службы безопасности ЮУрГУ убил двух мужчин и изнасиловал их спутниц, а также совершил одно покушение на убийство, за что приговорен к 20 годам лишения свободы. Игорь Печенкин выжил, но при ранении пострадал мозг. Из-за этого с 2009 года периодически случались приступы (это, по словам адвоката, подтверждено медицинскими документами), а с 2017-го пострадавший от маньяка по назначению врача постоянно принимал препараты для лечения эпилепсии.
— Скажите, пожалуйста, о своем заболевании вы знали? — задал вопрос судья.
— Да, — подтвердил Игорь Печенкин.
— Мы допрашивали в прошлом судебном заседании специалиста, задавали вопросы, — напомнил судья. — С учетом вашего заболевания вы знали, что вам запрещено садиться да руль?
— Нет, — ответил Игорь Печенкин.
Защита водителя Volkswagen объясняет это тем, что впервые четкий диагноз «эпилепсия» был поставлен уже после аварии, во время проведения судебно-психиатрической экспертизы.
— В имеющейся [до аварии] медицинской документации данный диагноз не сформулирован достаточно категорично. Что могло явиться, по моему личному мнению, причиной вождения, — прокомментировал адвокат Сергей Сазанаков. — На учете мой подзащитный не состоял. Каких-либо запретов [по вождению автомобиля] на него возложено не было.
Вопрос о заболевании Игоря Печенкина и его последствиях обсуждался в суде достаточно подробно. Он рассказал, что препарат для лечения эпилепсии до аварии принимал дважды в день — утром и вечером. Этому же назначению врача он следует до сих пор, но дозировка была увеличена.
— В этот период, когда начали принимать препарат, у вас были приступы? — уточнила гособвинитель Татьяна Бурлакова.
— Не приступы, как Пономарева (врач-невролог, которого привлекали в качестве эксперта. — Прим. ред.) рассказывала, но наподобие были. Беспокойство какое-то. Но всё это было в бытовой сфере. За рулем не было ничего никогда, — сказал Игорь Печенкин. — Это было раз в три года, в два, когда смена погоды или что-то такое. [Приступы случались] вечером обычно, ночью. Я просыпался. Мне это не мешало.
— Данное состояние не сопровождалось потерей сознания? — спросила прокурор.
— Нет-нет, всё было нормально, — ответил Игорь Печенкин. — Я ходил и понимал, что тревожно, но всё быстро проходило.
Водителя Volkswagen обвиняют в том, что он сел за руль в состоянии опьянения, вызванном препаратами. Защита с этим не согласна.
— Находились ли вы в тот момент в состоянии опьянения? — спросил адвокат Игоря Печенкина.
— Нет, — ответил обвиняемый.
— Употребляли ли вы алкоголь?
— Нет.
— Наркотические средства? Психотропные вещества? Аналоги? Новые потенциально опасные психоактивные вещества? — перечислил адвокат Сергей Сазанаков.
— Нет.
— Оказывает ли на вас карбамазепин седативное воздействие? — спросил адвокат Игоря Печенкина.
— Нет, — ответил обвиняемый.
— Опьяняющее?
— Нет.
Что такое карбамазепин
Противоэпилептическое лекарственное средство и нормотимик из группы производных карбоксамида. В основном используется в качестве противосудорожного препарата при больших судорожных припадках и при фокальной психомоторной эпилепсии. В умеренной степени оказывает нормотимическое действие.
Защита в финале заседания заявила ходатайство о повторной экспертизе.
— В качестве доказательства виновности моего подзащитного в суд представлено заключение судебно-психиатрической экспертизы от 30 декабря 2021 года. Комиссия состояла из врачей — судебно-психиатрических экспертов, — напомнил Сергей Сазанаков. — Эксперты пришли к выводу, что Печенкин не страдал и не страдает психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, мешающим его способности осознавать фактический характер и общественную опасность его действий.
При этом, как указал защитник, эпилепсия не относится к психическим заболеваниям. Поэтому к повторной экспертизе предлагается привлечь профильного специалиста — невролога, а вопрос поставить о том, мог ли при своем заболевании водитель осознавать происходящее во время приступа.
Ходатайство суд принял, но обсуждать его будут в следующем заседании — после того, как все стороны смогут ознакомиться с текстом.
Напомним, переросшая в уголовное дело авария произошла 10 июня 2021 года на пересечении Дзержинского и Барбюса. Volkswagen по встречке выехал на перекресток на красный и столкнулся с Lada Granta, Renault Sandero, Skoda и Nissan.
Устроивший ДТП водитель на допросе рассказал, что больше 15 лет назад стал жертвой так называемого «лесопаркового маньяка»: получил ранение головы. По данным источников 74.RU, Игорь Печенкин постоянно принимал противоэпилептические препараты, с 2017 года врачи запретили ему управлять транспортными средствами. Но водить машину челябинец продолжил, права были им получены ранее.
В апреле 2022 года стартовал процесс по уголовному делу. Обвинение водителю Volkswagen предъявлено по пункту «а» части 4 статьи 264 УК РФ (нарушение ПДД, совершенное в состоянии опьянения и повлекшее по неосторожности смерть человека).
Пункт «а» части 4 статьи 264 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Всё об этой аварии — в материалах 74.RU.