Фотограф из Челябинска Алексей Козаченко в поездке по Африке выбрал нетуристический и, как оказалось, самый криминальный город — Дар-эс-Салам. Путешественник признался, что морально был готов к мелкому воровству, но о настоящем нападении и помышлять не мог. История закрутилась, как в боевике: наглухо тонированная машина, четверо незнакомцев, борьба, попытка выпрыгнуть из автомобиля на ходу. Продолжение истории предлагаем вам прочитать в рассказе от первого лица.
— Не ходите дети в Африку гулять, или рассказ про то, что нужно слушать свою интуицию. Забегу вперед: Африка — очень крутой континент для путешествий, обязательно туда вернусь, и на Килиманджаро тоже пойдем.
31 декабря я в компании самого себя прилетел в Танзанию в город Дар-эс-Салам. Нетуристический город, как потом уже где-то прочитаю — самый криминальный город у них там. Много был наслышан про мелкое воровство, типа сдергивания сумочек, фотоаппаратов, иногда телефонов. Морально был готов к этому, тем более, что во многих странах благополучной Европы это тоже не редкость. Примотал фотик как следует к руке и отправился изучать город. Больше всего на меня произвел впечатление рыбный рынок, наснимал там кучу кадров — по ощущениям было, что я на помойке века, вонь там адовая. Но колоритно.
В общем, особо криминальных приключений в тот день я не нашел (как мне показалось, а зря), вечером познакомился возле отеля с одним из героев этой истории. Он как бы невзначай заговорил со мной. Далее завязалась беседа, по итогам которой мой новый «друг» помог оформить местную сим-карту и показал забегаловку с местной едой. Кстати, довольно вкусной. После трапезы я посадил его на такси (в Танзании очень популярны и дешевы мототакси: 1–2 $ — поездка по городу), так как он стал клянчить у меня денег на дорогу домой, чему я, естественно, не очень обрадовался и решил, что такой «друг» мне не нужен. Кстати, «друг» изначально представился таксистом, и в этот день он был на выходном. Далее, через пару дней, я встретил свою команду, мы круто съездили на сафари, потом поднялись на Килиманджаро.
Прошло дней 8–9. За это время мой новый «друг» пару раз мне позвонил (мой номер он раздобыл, когда помогал сделать сим-карту), написал сообщения, что-то типа: «Привет. Как дела? Давай я тебя встречу и отвезу в отель». Я не отвечал. 14 января, проводив команду домой (кто-то полетел на Занзибар), я, проехав, наверное, треть страны, вернулся в Дар-эс-Салам (обратный вылет был отсюда). У меня оставался еще полноценный день, я посвятил его изучению криминального города.
Несмотря на то, что по улицам я ходил один в качестве белого человека, особой опасности не чувствовал. Многие местные были приветливы и всегда пытались помочь при обращении к ним. Плюсом за две недели в Африке и успешного восхождения на Килиманджаро появилась даже определенная уверенность в безопасности. Нагулявшись, я вернулся вечером в отель и странным случайным образом встретил своего «друга»-таксиста (в Дар-эс-Саламе проживают чуть меньше 6 миллионов человек). Мы поздоровались, поболтали минут пять. Друг предложил отвезти меня завтра в аэропорт. Без каких-либо подозрений я согласился. Договорились, что в 09:00 он будет ждать прямо напротив отеля.
Проснулся на следующее утро, и начала просыпаться моя интуиция. Она подсказывала, что день сегодня предстоит жарким и не очень веселым. В голове пронеслась какая-то прям совсем криминальная картинка, но я решил, что надо думать о хорошем, но на всякий случай решил, что сниму на телефон машину моего «друга» и отправлю кому-нибудь. Подстрахуюсь. На этом и договорился сам с собой.
В назначенное время я вышел из отеля и не увидел припаркованной напротив машины своего «друга». И через пару секунд услышал, что меня окрикнули из машины, двигающейся в пробке. Это был мой «друг». Только сидел он не за рулем, а на пассажирском сидении. Ребята остановились, водитель выбежал, открыл багажник и предложил положить рюкзаки туда. Там было очень грязно, поэтому я отказался и запихнул их в салон рядом с собой на заднее сидение. Снять на телефон машину мне не удалось.
Мы тронулись. Теперь у меня вместо одного стало целых два «друга». Старый представил нового как напарника и сказал, что его закинем домой — это по пути в аэропорт. Машина представляла собой какую-то небольшую Toyota, тонированная, как, впрочем, и все машины вокруг. Черные «друзья» закрыли окна и включили кондиционер. Я попросил разблокировать и открыть окна, так как люблю свежий, пусть и теплый воздух. Они нехотя, но выполнили просьбу. Далее несколько раз опять закрывали-открывали под предлогом, что жарко очень. Ну и за беседой я отвлекся — окна оказались закрытыми и заблокированными. Кстати, наш путь пытался отслеживать по навигатору — да, ехали вроде в нужную сторону.
Через какое-то время мой «друг» попросил меня перетащить большой рюкзак в багажный отсек, якобы дорожная полиция запрещает так ездить. Через пару минут он сказал, что всё, подъезжаем, я выхожу домой, а вы едете дальше. Мы притормозили. Мой «друг» попрощался со мной и открыл дверь, якобы он выходит. В этот момент открываются обе задние двери, и в машину врываются двое. Справа ко мне ловко подсел новый черный «друг». Который был слева, я смог его вытолкнуть. Но он запрыгнул на ходу в переднюю дверь — всё произошло очень быстро, машина лишь на миг притормозила, чтобы в нее запрыгнули эти двое. Промежуточный итог: четыре физически крепких, не обделенных здоровьем черных джентльмена (в конце объясню, почему я так их назвал) и я в тесном автомобиле, который стремительно набирал скорость в неизвестном направлении.
Началась борьба: у меня — за выживание, у них — за мои ресурсы. В какой-то момент моя нога прилетает по голове водителю, он теряет немного управление и врезается во что-то. В образовавшуюся внезапную паузу я пытаюсь открыть дверь и выпрыгнуть. В тот миг на вещи мне стало очень быстро пофиг, так как пришло осознание серьезности ребят — и появилась некая обида на всю ситуацию, что вот так вот быстро и просто закончится сейчас моя жизнь… Выпрыгнуть не получилось. Водитель продолжил очень быстрое движение. Борьба тоже продолжилась: один меня душил, второй обхватил и держал ноги, а третий бил по голове.
Так как машина была маленькой и тесной, это не давало пространства для нанесения хороших длинных ударов. Вырубить меня совсем они не смогли. Параллельно борьбе ребята очень громко и нервно что-то кричали на своем на меня и между собой. В какой-то момент силы начали меня покидать. Мне поставили ультиматум: либо успокаиваюсь, либо будут убивать. Я попытался уловить едва заметный дух переговоров и начал успокаиваться. Мы приехали в какие-то трущобы. В машине было всё так же жарко — как в прямом и переносном смысле. Все были мокрые, очень нервные. Удары по голове стали реже, но не прекратились.
Я попытался начать переговоры и объяснить, что я не очень-то и богатый и что они не сильно правы, напав на меня вчетвером. Мне ответили, что это их работа и «Давай, гони бабло». Деньги улетучились из карманов еще на начальном этапе нападения. Полезли исследовать фоторюкзак и шерстить все его карманы. На мои редкие возражения, что я не хочу с чем-то расставаться, я получал по голове. В какой-то момент мне показалось, что вроде убивать меня они не хотят. Хотя всё еще перекрикивались между собой и были на взводе. Камера, деньги, мой любимый нож (его нашли в рюкзаке) постепенно перебрались в переднюю часть салона.
Пришла очередь кошелька и кредитных карт. Мне было предложено назвать все пин-коды взамен на долгую и счастливую жизнь. Все карты были практически пустыми, поэтому сильно долго я не сопротивлялся. Водитель пошел в банкомат. Вернулся не в лучшем расположении духа и начал орать, чтобы я открыл интернет-банки на телефоне. С меня потек пот просто ручьем. Разблокировать телефон по отпечатку ни фига не получалось. Ребята начали опять орать что-то на своем. Я понял, что нужно ускориться и быстрее открыть телефон. Что я и сделал — на счетах были реально какие-то крохи. И тут я опять почувствовал опасность, так как мои «друзья» стали вновь очень злиться.
Они начали обыскивать второй рюкзак: забрали часы моего отца, какие-то мелочи и вообще всё, что блестит и представляло какую-то минимальную ценность. К этому моменту прошло, наверное, уже минут 40, и очень сильно хотелось вырваться из этого ада. Я почувствовал как будто разочарование у моих «друзей» — улов оказался несколько меньше, чем они, похоже, ожидали. Они тоже устали, либо просто пропал ко мне интерес. Водитель начал ездить по кварталу, видимо, пытаясь найти безлюдное место, чтобы избавиться от меня. Сказали закрывать свои рюкзаки. Я понял, что они хотят меня выкинуть, где меньше свидетелей.
Про джентльменство: ребята начали что-то опять орать друг на друга, потом на меня, взяли в руки фотик (до этого я им пытался объяснить, что мне очень понравилась Танзания, особенно люди, которых я наснимал), вытащили флешки с фотографиями и кинули мне. И дали местных денег на такси. На ходу выкинули рюкзак, потом, чуть притормозив, следом меня. Не закрывая при этом крышку багажника, чтобы я не увидел номера машины. Мокрый и побитый я был на свободе. Это были прям какие-то новые, необычные эмоции, которые словами просто так не передашь. Я был очень рад и улыбался, что жив. Вызвал такси через приложение и поехал в аэропорт.
Мораль такова: чтобы путешествовать и открывать новые континенты, нужно доверять людям. Без этого никак. К сожалению, негодяи есть везде — и среди старых знакомых…
А вы бы хотели отправиться в турпоездку в Африку?