Накануне утром, 7 декабря, в брянской гимназии № 5 восьмиклассница устроила стрельбу. Она пронесла с собой оружие отца и открыла огонь по одноклассникам во время урока биологии. В результате пострадали пять человек, двое погибли — среди них сама стрелявшая, которая покончила с собой.
MSK1.RU поговорил с врачом-психиатром Сергеем Ветошкиным, почему у подростков возникает агрессия, которая переходит рамки морали и закона.
Одноклассники нападавшей описывали ее как странную и тихую. По словам подростков, 14-летняя Алиса (имя изменено по требованию российского законодательства. — Прим. ред.) почти ни с кем не общалась и не сидела в соцсетях. Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина также написала, что по ее информации, у Алисы был конфликт с одной из погибших одноклассниц из-за мальчика.
По словам врача-психиатра Сергея Ветошкина, все эти факторы могли повлиять на поступок девочки, но что именно привело к трагедии, однозначно сказать невозможно.
— У девочек между собой разборки более ожесточенные, чем у мальчиков. Это и в советские времена было, и сейчас, — сказал эксперт.
«Это первый в России случай, когда девочки взялись за оружие. Причем это было сделано хладнокровно»
Она дождалась, когда у отца был день рождения и получила доступ к его оружию. Я думаю, что план у нее созревал давно. А так как она была малообщительна, что у нее в голове на самом деле было, сложно сказать.
Также устроившая стрельбу Алиса проходила тестирование у психолога. Однако, по словам Ветошкина, специалисты могли не увидеть каких-либо проблем у девочки.
— Психологическое тестирование может выявить суицидальные мысли. Но здесь вопрос касается разрушения чужой жизни, — отмечает врач-психиатр.
«Психологи могли не выявить у нее таких намерений, и тесты показывали, что всё хорошо. Тем более если это было сделано формально»
Любое психологическое тестирование показывает состояние человека на данный момент. Две недели назад она могла быть другим ребенком. Ее протестировали, она вышла на улицу и ее состояние могло измениться. Я бы не стал преувеличивать роль психологов, — подытожил Ветошкин.
По его словам, в переходном возрасте у подростков обостряются реакции, но они не приводят к таким крайностям.
— У подростков бесспорно могут быть протестные реакции: драки, конфликты, сбегания из дома. Но если это разборки между детьми, то они редко выходят за какие-то границы. А если выходят, мне кажется, нужно всегда искать какую-то патологию. Часто начало психического расстройства в том числе может сопровождаться проявлением агрессии. Возможно, у девочки было психологическое заболевание, которое вышло до уровня физических проявлений, но сейчас об этом сложно судить, — сказал Сергей Ветошкин.
По мнению врача-психиатра, в российских школах необходимо менять модель взаимоотношения между учениками и учителями, чтобы избежать трагедий.
— Раньше хозяином в школе был учитель, а сейчас — дети. Учителя против них практически ничего сделать не могут. Если в советское время ученик стоял курил, матерился, его могли исключить из школы. А сейчас дети этого не боятся, — считает Сергей Ветошкин.
«К сожалению, вседозволенность не уравновешивается никакой ответственностью»
Все подробности происшествия мы собираем в онлайн-трансляции. Все об этом преступлении — в специальном разделе 74.RU. И.о. главы Минобра рассказала, как обстоят дела с охраной в школах Челябинской области.