Нападение 13-летнего подростка на одноклассников в школе № 68 Челябинска вызвало широкий резонанс. О том, что могло стать причиной ЧП, высказываются эксперты-психологи, местные власти, федеральные политики. Своим мнением поделилась и бывший вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт, работающая сейчас в Запорожской области. Ранее на Южном Урале она курировала социальные вопросы и не понаслышке знает о подобных проблемах. Далее публикуем ее рассуждения от первого лица.
Вчера с тревогой следила за событиями, которые развернулись вокруг одной из челябинских школ. Напомню: 13-летний мальчик напал с молотком на детей и учителя. Пострадали трое детей и педагог. Верю в профессионализм челябинских медиков и желаю пострадавшим скорейшего выздоровления.
Большинство официальных комментариев касалось безопасности в образовательных организациях. Об этом говорят практически каждый раз, когда в какой-нибудь из школ России происходит подобное. Мы поручаем дополнительно проверить безопасность в школах и садиках, хотя будем откровенны: в реальности это всё равно не может застраховать нас от повторения страшных ЧП. Мы бьем по «хвостам», пытаясь разобраться с последствиями, но ничего не делаем, чтобы повлиять на причину произошедшего.
В отношении нас давно идет информационная война. Ее главные мишени — дети и подростки. Поэтому так важно привить детям азы информационной гигиены и воспитать навыки, которые помогли бы ребятам сохранять стойкость и критическое мышление при любом воздействии извне. Не исключаю, что при иной постановке воспитательной работы со стороны родителей и школы нападавший мог бы получить свою славу в другом — волонтерстве, спорте, проектной деятельности. Возможно, стоило бы больше внимания уделять психологической стороне вопроса и атмосфере в классах. Это те выводы, которые нам всем нужно сделать на будущее.
Сейчас мы фокусируемся на том, чтобы ребенок как можно лучше сдал ЕГЭ, поступил в престижный вуз и обеспечил школе высокий KPI. Погоня за баллами вгоняет ребят в стресс, который порой выливается в депрессивные состояния и агрессивное поведение. Мне видится, что KPI должен быть совсем другим. Например, им может стать психологическое тестирование школьников, которое бы показывало стабильный эмоциональный фон у детей. Нужно развивать психологические службы сопровождения ребят, особенно обращающих на себя внимание в части поведения. Учеба должна приносить радость от процесса и результата в жизнь наших детей.