Обсуждение муниципальной реформы органов местного самоуправления (МСУ) вышло на финишную прямую. 14 апреля на парламентских слушаниях в Госдуме регионы представят свои отзывы на самый неоднозначный законопроект года. Заксобрание Челябинской области, которому поручено высказать собственное мнение о реформе, продолжает получать из районов тревожные сигналы – привыкшая к устоявшемуся порядку власть с большим опасением ожидает предстоящие изменения. О том, что волнует народных избранников в муниципалитетах Южного Урала и как переворот системы МСУ может отразиться на выборах в гордуму Челябинска – в материале Chelyabinsk.ru.
Немного против, немного за
Согласно предложенной реформе, в муниципальных районах будет установлен единственный способ формирования представительных органов власти – из глав поселений, входящих в состав района, а также из депутатов уровня деревень. Глава муниципалитета будет избираться депутатами из своего состава, а руководитель районной администрации – назначаться на должность по контракту. Главная претензия противников такой модели управления – полное отсутствие у населения права на выбор непосредственных руководителей, районных и сельских глав. Об этом в письме к председателю Законодательного собрания Челябинской области Владимиру Мякушу говорят депутаты Троицкого муниципального района, единогласно проголосовавшие против реформы.
Предложение о формировании собрания депутатов Троицкого района из числа глав сельских поселений не поддержало 10 из 15 местных деревень. За данную инициативу высказались два поселения, представляющие 12% от числа всех избирателей района, а де-факто не выразили свое отношение к реформе два поселения.
«Инициатива о порядке формирования представительной власти района, рассматриваемого в вышеназванном районе как единственно возможного, не поддержана 75% депутатов сельских поселений Троицкого муниципального района, – говорится в тексте обращения к спикеру областного парламента. – Депутаты районного собрания допускают, что, возможно, такой порядок целесообразен в городах, имеющих районное деление! Но тогда как по инициативе президента РФ В. В. Путина возвращена процедура выбора губернаторов краев и областей, предлагаемая поправка в закон лишает такого права на местах избирать даже главу района».
По словам члена собрания депутатов Троицкого района Александра Лебедева, теперь фактически любой кандидат, набравший по своему округу две-три тысячи голосов избирателей, может возглавить район. Представлять интересы населения он будет минимально, а вся ответственность за его работу ляжет на депутатов.
«Частично я поддерживаю муниципальную реформу, частично – нет, – рассказал Александр Лебедев, которому предстоит выступить на парламентских слушаниях в Госдуме. – Ее основной плюс в улучшении позиций сел. Теперь финансовые ресурсы будут распределяться более равномерно, потому что выделить деньги на дорогу определенному селу или вывезти мусор по дружбе с главой будет невозможно. Остальные депутаты просто заблокируют мутные схемы. Кому помощь нужнее, тот ее и получит. Но отмену выборности глав мы, конечно, не поддерживаем».
Законопроектом установлено, что жители смогут непосредственно выбирать депутатов внутригородского районного уровня, депутаты из своего числа будут выбирать председателя думы – главу района, а также будут делегировать депутатов на уровень городского округа, откуда, в свою очередь, избирают мэра – председателя гордумы. Делегированные депутаты городского округа на паритетных началах с губернатором формируют комиссии по отбору кандидатов в сити-менеджеры.
С резкой критикой муниципальной реформы также выступил депутат Госдумы от Челябинской области, справедливоросс Василий Швецов. Он также был одним из тех, кто попросил южноуральских депутатов направить отрицательный отзыв на законопроект. Он считает, что предложенный механизм формирования органов местного самоуправления приведет к сворачиванию муниципальной демократии и ликвидации всей системы самоуправления, что только отдалит власть от народа.
«По действующему закону глава администрации назначается представительным органом по предложению комиссии по отбору кандидатов, которая формируется на 2/3 от муниципалитета, на 1/3 – от губернатора, а законопроектом предлагается 50% от губернатора, 50% – от муниципалитета, – объяснил Василий Швецов. – Таким образом, роль губернатора, его влияние на деятельность муниципальных органов власти возрастает».
Гордуму «заморозили»
Самые масштабные изменения ожидают крупные города, в которых предлагается ввести двухуровневую систему управления. Муниципальные образования будут разделены на городские округа с внутренним делением на районы. Источники доходов местных бюджетов также будут разделены между районными властями, а их размер будет напрямую зависеть от состава муниципального имущества.
По действующему Уставу Челябинска и федеральному законодательству выборы в гордуму должны пройти в сентябре 2014 г., в единый день голосования. Согласно последним изменениям в Устав города, их проведут по одномандатной системе. В это же время состоятся выборы губернатора Челябинской области.
Для Челябинска это означает, что после сентябрьских выборов вместо 39 депутатов гордумы в каждом из семи районов города появятся свои мини-парламенты. Каждый такой орган власти будет делегировать представителей в состав общегородской думы. Сити-менеджер, как и в районах, будет назначаться на должность по контракту.
«Становится очевидно, что в крупных городах осуществление местного самоуправления только на общегородском уровне привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью, – говорится в тексте пояснительной записки к законопроекту. – В таких крупных мегаполисах слабо контролируемая городским сообществом общегородская муниципальная власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения, поэтому нередко оказывалась малоэффективна для обеспечения жизнедеятельности населения, ее деятельность сопровождалась коррупционными скандалами, имели место случаи нецелевого использования бюджетных средств, сомнительной приватизации муниципального имущества».
По мнению лидера челябинских либерал-демократов Виталия Пашина, суть реформы пока до конца не ясна. Оптимальным решением для федерального центра было бы составить несколько разных моделей управления, в зависимости от текущей политической ситуации в крупных городах. При таком развитии событий региональная власть могла бы получить право самой выбрать самую подходящую схему.
На публичных слушаниях по изменению Устава Челябинска лидер фракции ЛДПР в Заксобрании региона А.Ткаченко предложил вернуть прямые выборы мэра города. Его поддержал только коммунист К. Нациевский. Однако эта инициатива поддержки участников слушаний не нашла.
«Мы выступали и выступаем именно за прямые выборы, – подчеркнул Виталий Пашин. – С точки зрения демократии здесь все понятно. Всенародно избранный мэр будет ориентирован на мнение большинства населения, а не депутатов и представителей бизнес-элиты. Если же выборов глав не будет, то региональные и федеральные власти оказываются в непростой ситуации: на местном уровне возможна переадресация протестных настроений от мэра на уровень губернатора и выше. Нельзя забывать, что политическая ответственность в России очень персонифицирована. Если новых местных глав люди знать не будут, они будут свои проблемы переадресовывать даже не к губернатору. То есть президент еще больше будет отвечать за протекающие крыши и плохую уборку снега».
Ускорение муниципальной реформе придали недавние победы оппозиционных кандидатов на выборах мэра Екатеринбурга и Новосибирска, считает челябинский политолог Александр Подопригора. Ослабление позиций кандидатов от партии власти, по его мнению, может привести к тому, что законопроект Госдума примет сразу в трех чтениях.
«Сейчас вся подготовка к депутатским выборам в Челябинске по сути заморожена – главная ставка делается на губернаторские выборы, а уж будучи избранным, губернатор Дубровский определится с главой города, – заявил он. – Есть ощущение, что с отставкой Михаила Юревича Челябинск исчерпал потенциал политического конфликта, всем хочется возвращения стабильности и предсказуемости, которые вполне может привнести новый губернатор – в том случае, если ему удастся сформировать дееспособную команду.
9 апреля реформу местного самоуправления обсудили в Челябинске на заседании координационного совета ассоциации муниципальных образований «Города Урала». На мероприятии съехались представители Перми, Тюмени, Орска, Сургута и других городов УрФО.
Вице-губернатор Челябинской области Николай Сандаков считает, что попытки сделать местное самоуправление по-настоящему местным предпринимались и ранее. «Сегодня государство вновь делает попытку сформировать органы местной власти, так, чтобы в эти процессы было вовлечено максимум людей, – сказал Сандаков. – Есть, конечно, свои но. Живую дискуссию вызывает форма принятия этой системы, вопросы есть к переходному периоду».
Необходимость разделения полномочий и определения финансовых ресурсов поддержал вице-спикер Заксобрания Челябинской области Семен Мительман. «Надеюсь, что полномочия, которые дадут регионам в результате принятия законопроекта, облегчат переход к новой системе, и у нас будет возможность подстроиться», – резюмировал он.