Ученица восьмого класса школы № 105 распечатала и наклеила плакат в классе перед уроком обществознания. За этот поступок девочку вызвали на беседу к прибывшему сотруднику полиции, дали подписать предостережение о недопустимости антиобщественного поведения и предупредили, что если ситуация повторится, ее поставят на учет. Причем всё это без родителей. В школе разразился скандал, в который пришлось вмешаться уполномоченному по правам ребенка. Подробности — в материале 74.RU.
О произошедшем в школе 74.RU рассказал отец попавшей в поле зрения полиции восьмиклассницы.
— Дочь действительно смотрела TikTok. Там показывали ролики, где вешали портрет Навального. Был урок истории или обществознания, она распечатала портрет Навального и повесила. В принципе, на этом всё закончилось, — рассказывает Константин Головин. — Учитель зашел, сказал, что вор должен сидеть в тюрьме, спросил, кто его повесил? 26 января в школу приходит инспектор по делам несовершеннолетних, проводит частную беседу с ребенком, нас не уведомляет. И делает официальное предписание, потому что был документ, который дочь подписала, и который был изъят. В устной беседе было сказано, что если еще раз вы будете интересоваться судьбой Навального или его штаба, то вас ждет постановка на учет. Я считаю, что это политический сыск.
По словам отца, вместе с его дочерью на беседу с представителем полиции вызвали еще одну восьмиклассницу, она на перемене обсуждала с одноклассниками фильм Навального «Дворец для Путина». Мужчина недоумевает, почему школа сдала детей полиции.
— Я уверен, что это именно школа передала эту информацию, потому что девочка разговаривала внутри школы, обсуждала дворец Путина, а учителя проходили мимо и это слышали. По всей видимости, пришло какое-то распоряжение сверху — на основании чего это всё происходит и школа доложила в правоохранительные органы, — говорит Константин Головин. — Моя дочь не выкладывала фотографии в социальные сети и не высказывалась, ничего такого не было, единственное, где она публично засветилась, это то, что она повесила портрет Навального.
Сегодня, 28 января, отец девочки отправился в школу, чтобы выяснить, что за документ пришлось подписать его дочери. На встречу пришла и уполномоченный по правам ребенка. В учебном заведении утверждают, что беседа была лишь профилактической.
— В этот день была проведена беседа по кибербезопасности, по социальным сетям, состоянии в различных социальных группах. После этого была проведена индивидуальная беседа с обучающимися, которые занимают активную жизненную позицию — умнички, активисты, которые проявляют большой интерес к жизни общества. Чтобы предостеречь обучающихся, они были приглашены на индивидуальные беседы к инспектору, где Татьяна Александровна [сотрудник полиции] разъяснила последствия такой активной жизненной позиции, участия в несанкционированных мероприятиях, — объяснила заместитель директора по воспитательной работе Наталья Панкратова.
На вопрос уполномоченного Евгении Майоровой о том, по чьему запросу отправляли на беседы детей, педагоги долго отмалчивались, но в итоге все-таки признали, что дочь Константина отправили на разговор по инициативе преподавателя истории и обществознания, заместителя директора по воспитательной работе Леонида Байшева, на уроке у которого и произошел инцидент.
Во время беседы у инспектора по делам несовершеннолетних Татьяны Кин запросили и документ, который дали подписать девочке. Сотрудница полиции сначала утверждала, что это всего лишь справка, которая составляется по итогам беседы, но на деле им оказалось официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения. При этом в документе даже не указано, что именно сделал ребенок.
— По закону такое предостережение выдается только в присутствии родителя или законного представителя ребенка, на бланке ставится подпись несовершеннолетнего и вручается копия. Почему меня как отца даже не уведомили об этом? — возмущен Константин. — Вы сами говорите, что моя дочь — звездочка, но дочь на следующий день даже в школу не хотела идти, потому что школа ее предала! Взяли, звездочке крылья подрезали! Вы что творите! Я не говорю про мораль, вы Конституцию нарушили!
Директор школы Наталья Мясникова призналась, что увидела документ уже после беседы инспектора с ребенком.
— Я считаю, что произошло недопонимание между родителями, между школой, ну и, наверное, в рамках межведомственного взаимодействия. Мы проведем анализ и сделаем выводы, — заключила директор.
А Евгения Майорова пообещала, что предостережения, составленные на детей, будут обжалованы.
— У меня вызывает вопросы, насколько правомерно были совершены действия в части работы с ребенком и оформление тех документов, которые были оформлены. По этому поводу я сделаю запрос в правоохранительные органы, и будем разбираться. Тут предмет для разбирательства и основания для того, чтобы этим заниматься, для меня очевиден, и мне кажется, для школы тоже, — прокомментировала она. А педагогам посоветовала поговорить с ученицей, «потому что она имеет право на выражение своего мнения».
74.RU попросил пресс-службу челябинского управления МВД прокомментировать, за что были составлены предостережения на ученицу 105-й школы, но в ведомстве от ответа воздержались. Зато пока готовился материал, по словам Константина Головина, из школы отозвали предостережения, выданные в тот день на троих детей, и извинились.
Этот случай репрессий школьников после акции протеста, по словам Евгении Майоровой, первый в Челябинской области, но не исключено, что не единственный.
На днях стало известно, что по челябинским школам разослали списки учеников-оппозиционеров. В документе без «шапки» и четких указаний значатся фамилии тех, кто ставил лайки под постами представителей оппозиции, подписан на подобные сообщества и потенциально может выйти на акции протеста. По нашей информации, подготовили такую информацию для учителей в ФСБ. Все подробности — в нашем материале.
23 января во время несанкционированной публичной акции полиция увела с бульвара Славы школьника, написавшего на снегу про Навального. По предварительным оценкам официальных органов, в акции протеста в Челябинске приняли участие 2,5 тысячи человек, впоследствии более 30 были задержаны. Уполномоченный по правам человека в регионе Юлия Сударенко сообщила о задержании на акции в Челябинске 12 подростков.
Что стоит переосмыслить о городе и его жителях после акции 23 января и чем она выделялась в общем ряду протестов, разбираемся вместе с политологами.